Михаил Александрович, вот нас сейчас призывают покупать акции Газпрома. Здесь ведь не прогадаешь, верно? А как в России, Великой энергетической державе, с успехами в этой области? Есть чем похвастаться?
У М.А. Бочарова, директора Центра стратегических исследований, есть ответы на эти вопросы.
Действительно, за последние 30 лет страны мира увеличили потребление топливно-энергетических ресурсов более чем на 40%, это соответствует и росту их экономики примерно на этот же объем.
А что в России произошло за этот же период?
Добыча нефти выросла за период 1990-2019 гг. на 44 %.
Да это замечательно! Значит, мы – в том самом мировом тренде!
Раньше времени не трынди, мой дорогой! Слушай дальше. За то же время первичная переработка нефти сократилась на 8 %, производство мазута – упало почти на 53 %, производство автомобильного бензина тоже упало, хотя и незначительно.
Но на мировом-то рынке мы по-прежнему велики?
Ну да – не доедим, но вывезем! Сырой нефти за тот же период вывезли почти на 50 % больше!
Что же мы – только сырую нефть вывозим?
Нет, стали больше вывозить и нефтепродуктов – тоже почти на 50 %. Не нужны они нам в России! Правда, автомобилей у частных лиц у нас стало больше, но чтобы они не разгонялись сильно, как Миша Ефремов, мы и цены на автотопливо и ГСМ все время повышаем.
А как с нашими перспективами в этой сфере?
Докачиваем, что было открыто в советское время. Объемы эксплуатационного бурения на нефть (новые скважины) и разведочного бурения за это же время сократились на 5,4 % и на 4,1 %, соответственно.
При этом из 36 крупных и средних НПЗ только 3 предприятия соответствуют европейским стандартам, остальным требуется серьезная реконструкция и большое количество средств, которых у нефтяников нет.
К этому надо добавить, что если в 1990 году в России было около 9 млн. легковых автомобилей, из которых 8,7 млн. было в собственности граждан, то в 2019 году общее количество легковых машин выросло до 47,4 млн., из которых 45,4 млн. – в личной собственности граждан.
В итоге это увеличение числа личных легковых автомобилей - на 38,4 млн. единиц повлекло за собой увеличение расхода ими ГСМ более чем на 20 млн. тонн в год, что естественно уменьшило потребление этих продуктов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и других отраслях.
Ну, с газом-то у нас все великолепно!
Как сказать. Добываем мы точно больше. В 1990 году добыча газа составила 641 млрд. м3, а в 2019 году – уже 738 млрд. м3, то есть увеличение на 97 млрд. м3.
Экспорт газа в 1990 году – 109 млрд. м3, в 2019 году -220 млрд. м3, то есть больше на 111 млрд. м3. При этом внутреннее потребление газа сокращается, а уровень газификации страны составляет 69,1%, что явно недостаточно для современной экономики и обеспечения граждан России данным продуктом.
А вот финансовое положение крупнейшей в РФ газовой компании ПАО «Газпром» «замечательным» назвать никак нельзя.. В 2008 году капитализация «Газпрома» была 365 млрд. долларов, и нам обещали, что через 8 лет (то есть к 2016 году) капитализация компании возрастет до 1 трлн.долларов.
Но вот по состоянию на 26 июня 2020 года капитализация компании составила всего 4,7 трлн. рублей или в пересчете на доллары по валютному курсу на этот же день (69 руб. 47 коп.) – 66,6 млрд. долларов, то есть произошло падение в 5,5 раза.
В 2019 году «Газпром» потратил на собственные нужды (включая строительство газопроводов) на 180 млрд. руб. больше чем вся выручка за год. И уже в 2020 году ему придется занимать порядка 10 млрд. долларов, чтобы залатать дыру в собственном бюджете.
При этом за I полугодие 2020 года Газпром получил убыток в размере 30,6 млрд. рублей. По данным ФТС (Федеральная Таможенная служба) за этот же период общее падение экспорта составило 24,2 %, в том числе в Германию на 45%, а в Турцию – уменьшение в несколько раз.
Пока неизвестна судьба «Северного потока 2», но даже если он будет построен, то заполнение двух этих ниток составит не более чем 50%, то есть об окупаемости этого проекта пока говорить не приходится.
При этом с середины мая 2020 года остановлена работа «Голубого потока», а в июле сего года остановлен на ремонт и «Турецкий поток». Турция, вопреки всем своим обещаниям, переключается на поставки газа из других стран, где цена на газ дешевле, чем у России.
Что же касается Китая, то запущенный в декабре газопровод «Сила Сибири» особо не интересует Поднебесную и Китай продолжает, как и Турция, увеличивать поставки газа из других источников. Кроме этого, по некоторым данным, в результате ошибки в оценке запасов и уровня извлекаемости с Чаяндинского месторождения «Сила Сибири» не может обеспечить поставки газа в договоренных с Китаем объемах и газопровод будет работать не более, чем на половину своей мощности.
Кроме этого Китай недавно открыл свое новое месторождение с объемом более 1 трлн. м3 газа в год и продолжает и дальше наращивать собственную добычу газа. А Газпром предлагает начать строительство нового трубопровода «Сила Сибири 2» с Алтая через Монголию в Китай стоимостью 1,3-1,5 трлн. рублей. Но что он будет подавать в эту трубу?
И в итоге?
И в итоге перспективы на будущее нашего газового гиганта оцениваются с точки зрения «отрицательности позитивности негативного роста» весьма туманно…
Но – будем оптимистами!?
И ты, и я!
Ладно, порадуй нас угольком – нашим черным золотом!
Ну да! В 1990 году добыча угля составила 395 млн. тонн, в 2019 году – 439 млн. тонн, то есть больше чем на 44 млн. тонн. А экспорт угля с 47 млн. тонн с 1990 году вырос в 2019 г. до 208,4 млн. тонн.
Внутренне потребление угля, как ты видишь, значительно уменьшилось. При этом в угольной промышленности нарастают трудности с экспортом уже добытого продукта: уже несколько лет «заморожены» перевозки угля с места добычи до портов отгрузки, поскольку усилиями нашего железнодорожного монополиста ж\д тарифы подчас больше, чем стоимость самого угля - что делает его экспорт убыточным для производящих компаний.
Ну, кому газа не хватает, тот может покупать буржуйки – угля у нас много!
Разве, что так.