Мой племянник одно лето на югах России подвизался официантом. Приехал и рассказал, как спаивать клиента. Сидят богатые дяди за столиком, разговаривают. А ты им подливаешь. Вроде, они и не просят, а вроде, и не против. Чем чаще подливаешь, тем чаще они пьют, чем быстрее выпьют одну бутылку, тем быстрее закажут вторую. А услужливый мальчик все подливает и подливает. Глядишь, и третья пошла. Как быстро бутылки заканчиваются! Напитки, в основном, недешевые. Официант работает за 5% от суммы заказа, так что в его интересах напоить и накормить клиента самой дорогой едой. Плюс чаевые. Чем пьянее клиент, тем больше оставит. Бывало, что за день оставляли месячную зарплату украинского рабочего.
Спрашиваю:
- А если посетитель не оставит чаевых, плюнет ли официант в следующий раз ему в тарелку?
- Ну это надо совсем больным быть. Да и технически такое невозможно, везде камеры.
- Везде-везде?
- Нет, ну есть такой коридорчик, несколько метров, когда ты несешь блюдо, и тебя никто не видит.
- Значит, такая возможность есть?
- Если очень захочется, конечно, ты найдешь возможность плюнуть, но таких у нас не было. Ненормальных среди персонала сразу вычисляют.
Как только Юра поступил на работу в ресторан, его предупредили, чтобы не шокал. "Шо" - это село и позор для заведения, шокать официанту нельзя. Работала пара из Днепропетровска, мать и дочь. Мать уборщицей (на Украине она инструктор по фитнесу), а дочь на кухне. Когда они начинали ссориться, выглядело это примерно так:
- Шо ты делаешь?
- А ты шо смотришь?
- Да шо ты орешь!
На кухне можно. Чтобы завершить картину маслом, Юра заходил и спрашивал:
- Шо тут за разборки?!
А вот московский говор воспринимается как норма, хотя он тоже нехарактерен для той местности. Была у них администратор москвичка, которая звала охранника: "Аааантон!" Стебались почему-то не над ней, а над Аааантоном.
Одно из самых дорогих блюд было - черноморская камбала. Для клиента она только что выловленная из морских глубин, на самом же деле бедная рыбка уже два года томится в морозильниках, и ее надо как можно быстрей сплавлять доверчивым богатеям, чтоб не пропала. Но цену хозяева не сбавляют.
Хозяева - армяне. И всё начальство - одна большая армянская семья. Директоров двое. Один - день и ночь бдит за сотрудниками (в те самые камеры), а другой - решает дела. Того, кто решает дела, в конце сезона ранили, одну пулю в голову получил, одну - в живот. Травмы оказались совместимы с жизнью.
Вот такой нелегкий ресторанный бизнес. И начальству несладко, и подчиненным тяжело. Простой официант находится на ногах по 18 часов в сутки, с короткими перерывами на перекус. Шесть часов на сон и никакого личного времени. Все свои дела решай в эти шесть часов - с утра до обеда. Большинство не выдерживали, уезжали через месяц такого рабства. Один мой племянник да еще парочка украинок вытерпела до конца (а куда им деваться?). Теперь Юра хочет податься на заработки в Европу, на Украине оставаться смысла нет.