Это был 1967 год. Фильм с необычным для советского кино названием "Женя, Женечка и "Катюша" имел все шансы стать лидером проката -1967. Режиссёр - Владимир Мотыль, сценарий - Булат Окуджава, композитор -
Исаак Шварц. А в главной роли – Олег Даль, как всегда великолепный.
Но фильм вышел уж больно необычный. Про войну, но не героический. Влюблённый чудак из самого центра Москвы, взращенный на Собачьей площадке Арбата, хлипкий и порою жалкий, по имени Женя Колышкин чуть не попадает в плен, влюбляется в прекрасную даму - связистку Женечку - и сочиняет сам для себя рыцарский роман. Фильм одновременно иронический и романтичный. При этом о страшной и безжалостной войне.
Критике он не понравился. Да что там, фильм был признан вредным! И долгое время его не показывали. В том числе и из-за жутковатой шутки, виртуозно разыгранной Олегом Далем и Михаилом Кокшеновым.
На съёмках Олег и Даль и Михаил Кокшенов, игравший антипода героя Олега Даля (Мотыль говорил о нём: "сто три кило весу, и ни одной мысли в глазах"), выдали невероятную импровизацию.
Съёмки проходили в Калининграде. По рассказам Михаила Кокшенова, в перерывах Олег Даль, Паша Морозенко и он ходили по городу в военной форме.
"Она у нас была образца 1941 года, но никто особо не приглядывался, и местное население часто принимало нас за солдат срочной службы", - говорил он.
Актёры иногда заходили на рынок, замечательный такой - и угри там продавались, и мидии, и креветки огромные. Иногда на рынке их угощали вином, жалея "солдатиков".
Здорово! Интересно!
А однажды машина киногруппы мчалась по центру города, и вдруг Олег Даль на ходу выскочил прямо на тротуар и, пригнувшись, побежал по улице. При этом он короткими очередями стрелял из своего автомата. Ясно, что не настоящего - реквизит.
Кокшенов тут же сориентировался и погнался за коллегой, тоже "стреляя" из своего бутафорского оружия. При этом он орал:
- Стой, сволочь! Остановись!
Это выглядело убедительно, ведь оба были прекрасными актёрами.
Прохожие шарахались от них, машины проносились мимо, а им было весело.
Но тут из переулка показался настоящий военный патруль во главе с капитаном 3-го ранга, который и пресёк это бесчинство.
Странно, но это совсем не испортило им драйва. И на строгий вопрос:
- Кто такие? Документы!
Актёры не стушевались и ответили разом:
- Морская кавалерия, товарищ майор!
- Железнодорожный флот, товарищ майор!
Это был логичный ответ для солдат в несуществующей форме с игрушечными автоматами. Но офицеру он не понравился. Говорят, особенно несмешным капитану показалось неожиданное перемещение в звании на сушу – какой ещё такой товарищ майор?
Дальше пошло совсем невесело. Актёров посадили на гауптвахту. Они были признаны крайне подозрительными: форма вроде советская, но какая-то странная, оружие игрушечное, а главное - рожи наглые.
Режиссёру с трудом удалось вернуть их на съёмки. И, конечно, провести беседу о природе комического. Особенно в армии.