Двойственность проявляется при описании большинства женских персонажей в Голливуде–уважение и непокорность, красота и ум, сила и повиновение, сексуальность и робость, и т. д.
В то же время, есть фильмы, которые выделяются на этом фоне и дают нам надежду на более реалистичную прорисовку женских персонажей на большом экране. В частности, семиотический анализ фильма Джуно (2007) проливает свет на эту тему. Джуно – фильм о молодой девушке, которая забеременела в старшей школе от своего парня-подростка. Джуно символизирует формирующееся культурное воспитание девушек, которое содержит в себе независимость и силу.
Этот пример дает некоторое представление о западных понятиях женской сексуальности в начале 21 века’. Джуно знает о своих правах, она эксцентрична, остроумна и не сильно озабочена своей внешностью. Она высказывает свое мнение, независимо от ожиданий общества и принимает собственные решения.
Например, узнав, что беременна, она решает отдать ребенка на усыновление сразу после родов, несмотря на желания родителей или своего парня. Ее действия стали частью значительного прогресса женских образов в кино. Джуно представляет собой наглядную характеристику образа девушек, которые объединяют отдельные аспекты традиционной “женственности” и “маскулинности”.
Джуно, несомненно, делает шаг вперед, но все-таки придерживаясь некоторых консервативных точек зрения. Изображение в фильме ‘девушек (все еще) каким-то образом связано с общественными идеями о чистоте, невинности и ранимости", также как и последствиях ранних сексуальных отношений.
Режиссëры с горечью отмечают, что каждый шаг вперед, который делает фильм в направлении более позитивного изображения женщин, сопровождается двумя шагами назад. ‘В “проходных” фильмах заявления о равноправии неизменно сопровождаются и опровергаются множеством консервативных посланий’.
Джуно входит в небольшой список фильмов, в котором женщины изображены в благоприятном, или, по крайней мере, в нетрадиционном свете. Но все-таки это независимое кино, которое не получило такой распространенности, как голливудские лидеры проката.
Нельзя сказать, что среди случайных “проходных” фильмов не существует тех, которые бы подчеркивали силу и личность женщин вне патриархальной структуры. Например, такие как Девичник в Вегасе или Железная Леди, но эти фильмы весьма редки.
На самом деле, возможно, что более глубокий анализ таких фильмов мог бы помочь обнаружить типичные гендерные мифы.
В конце концов, фильм не может выглядеть идеологией. В этом заключается суть исследования – узнать, есть ли в последнее время в популярных фильмах образы, подобные Джуно, или все они соответствуют патриархальным концепциям.
Если мы посмотрим на лучшие фильмы с 2011 года, в основном приключенческие, то в них либо нет главной героини, либо женский персонаж присутствует лишь формально среди толпы мужских персонажей, о чем свидетельствуют Мальчишник в Вегасе 2, Тачки 2, Люди Икс, Волк с Уолл-Стрит, Ранго и др.
Но как представлены эти женщины, какая роль им отводится? Продолжает ли Голливуд показывать женщин ‘как партнеров или как “трофеи” для мужчин, как матерей или как девиц в беде?
Наряду с этим, американская карикатуристка Элисон Бехдель, которая пыталась проверить художественные произведения на гендерную предвзятость, создала тест, позднее названный в ее честь. Тест задает три вопроса: Есть ли в фильме хотя бы две женщины? Они разговаривают друг с другом? И если да, то беседуют ли они о чем-то, помимо мужчин? Согласно тесту Бехдель из 4193 фильмов только 55,4% проходят все три критерия.
Хотя и не совсем безупречно, суть теста кажется эффективной, т.к. это помогает нам понять, что недостаточно просто иметь женских персонажей, присутствующих в фильме, но и важно дать им независимые от мужчин действия и отдельную обстановку, которая существует вне патриархального мира. Просто потому, что в фильме много женских персонажей, это не значит, что их образы отклоняются от стереотипов.
Для того чтобы углубиться дальше и выяснить способы того, как женщины представлены в Голливуде в настоящее время, становятся полезными и убедительными концептуальные рамки семиотики. Если мы расширим понятие семиотики до изучения жанра, мы можем думать о жанре фильма ‘как о своеобразной грамматике или системе правил выражения.
Мы начинаем распознавать знаки и визуальные сигналы в каждом изображении после просмотра многих фильмов одного и того же жанра. Благодаря этому процессу ‘мы приходим к пониманию системы и ее значения’. Поэтому, глядя на кинообразы для их семиотических элементов, мы можем видеть, как женщины представлены в жанровых фильмах и те знаки, вызывающие эти представления.
В чем же цель этой статьи? Фильмы - это культурные артефакты, которые якобы отражают реальность. Но так ли это?
В какой степени мы на самом деле видим ‘реальные’ образы и в какой степени образы являются просто закреплением устаревших идей? А может они перестроены на новый лад, но имеют все те же малозаметные предрассудки из прошлого?
Наш век, продвинутый в цифровом плане и движимый техническим прогрессом, дал нам доступ к медиа-продуктам, поэтому крайне важно анализировать современные фильмы, которые выходят на экраны по всему миру.
Таким образом, цель этой статьи заключается в том, чтобы выяснить, каким образом женщины представлены в типично-голливудских фильмах на сегодняшний день. В то время как в предыдущей работе обсуждается гендерный дисбаланс в фильмах с точки зрения количества присутствующих женщин, масштаба их роли, того, как они влияют на сюжет и т. д., очень немногие обращают внимание на то, как они показаны через визуальные образы, и что эти образы означают.
Цель работы– привлечь внимание к основным стереотипам о женщинах в голливудских фильмах в наши дни. А также увидеть, действительно ли есть прогресс в позитивном направлении или сохраняется главенство за устаревшими патриархальными стереотипами.
Подход и обоснование. От рекламы до фильмов и от планшетов до смартфонов, мы постоянно окружены изображениями, которые помогают нам воспринимать мир в зрительном плане. Многие ученые утверждают, что ‘визуальное занимает центральное место в культурном укладе социальной жизни в современных западных обществах’, отмечая переход к постсовременности.
Писатель Джон Бергер справедливо отмечает, что ‘зрение предшествует словам. Ребенок видит и понимает, прежде чем начинает говорить’. подчеркивая важность визуальной формы. Кроме того, говорят, что большинство из нас получает более 80 % информации глазами. Эта информация передает сообщения о нашем обществе и мире, в котором мы живем. Таким образом, исследование фильма вполне естественно поддается визуальному анализу, а точнее, визуальному семиотическому анализу. Конечная цель - лучше понять, какие образы проецируются на экран.
Соответственно, образы из кино имеют огромный вес в нашей жизни, так как они передают определенные идеи о наиболее важных темах, обычно в косвенной, подсознательной и развлекательной манере. Расшифровывая различные знаки в текстах кино, мы можем раскрыть видение социальных, политических, экономических или культурных вопросов.
Фильмы также могут ненавязчиво создавать и распространять идеологии. А через визуальный семиотический анализ мы можем начать анализировать, какие идеологии, если таковые имеются, распространяются. ‘Идеология – это те представления, которые отражают интересы власти. В частности, идеология работает на законное социальное неравенство. Таким образом, семиотика в центре внимания - социальные эффекты смысла’.
В семиотическом анализе кино намного меньше правил по сравнению со строгой грамматикой устных и письменных языков, что позволяет зрителям самостоятельно находить смысл в знаках. Этими знаками могут быть прически, одежда, язык, цвет кожи, реквизит и т. д.
Еще совсем недавно фильмы рассматривались ‘с точки зрения того, как зарождается смысл, что можно охарактеризовать как грамматику кино. К этому относятся различные виды съемок и методы монтажа, которые режиссеры используют, воплощая свое видение’. Семиотика дает аналитические средства для распознавания и оценки символов, как физических, так и технических, связывая их с более глубокими значениями.
Цель этой статьи - использовать эти семиотические инструменты для изучения репрезентации женщин в современных голливудских фильмах, а также выяснить, какие мифы они продвигают. Дополнительное преимущество визуальной семиотики, в отношении этого исследования, в том, что мы можем объединить символы в кино с теорией жанра.
'Жанр можно изучать, как язык, как закрепленную знаковую систему, правила которой были усвоены сознательно или иным образом через культурную согласованность’(Шатц). Таким образом, мы можем выяснить, как изображения женщин в новых фильмах связаны с жанрами, которые они воплощают.
Чтобы исследовать эти образы, я решила проанализировать сцены из "Мстителей", Гарри Поттера и Даров Смерти ч.2 и Истории игрушек 3.
Итак, визуальный семиотический анализ кадров сцен с главными героями Мстителей, Гарри Поттера и Истории игрушек 3 довольно красноречиво рассказывает о том, как женщины представлены в Голливуде сегодня.
Благодаря этому эмпирическому исследованию мы смогли увидеть, что женщин, как правило, не изображают откровенно патриархальным и консервативным образом. Однако кадры были пронизаны признаками, указывающими на ожидания общества по отношению к женщинам.
Персонаж Наташи Романовой в "Мстителях" был единственным фильмом из списка, в котором женщина показана вне отношений с мужчиной. А это довольно большой шаг вперед для женской независимости в киноиндустрии, а также жанре приключенческого боевика.
Хотя она хорошо воплотила ожидания своего жанра, с кадрами, подчеркивающими ее красоту и физические качества, это было вторично по отношению к ее уверенности и действиям. В то же время, мы не можем полагаться на один фильм, или один жанр, ‘чтобы быть в ответе за все женские ожидания’.
В соответствии с этим и Гарри Поттер и История игрушек , возможно, из-за сочетания жанров в каждом фильме, действительно демонстрировали патриархальные стереотипы, причем последний больше, чем первый. Персонаж Гермионы в начале отличается независимостью, присущей женщинам 21-го века, но в конечном итоге она выполняет все то, что для женщин считается традиционной гендерной ролью.
С другой стороны, все черты персонажа Джесси (История игрушек) соответствуют традиционным стереотипам о женщинах как об эмоционально неустойчивых и жаждущих любви. Это классическое изображение персонажа, возможно, связано с тем, что это детский фильм, который обычно опирается на стереотипные установки.
Кроме того, теория жанра удачно нашла отклик в семиотическом анализе, в котором мы обнаружили связи между женской репрезентацией и типами фильмов, в которых они снимались. Эксперимент иллюстрирует, что жанры играют важную роль в закреплении конкретных мифов.
Хотя применяемый здесь метод визуального семиотического анализа был результативным, будущие исследования могли бы извлечь пользу из анализа как визуальных образов, так и интерпретации самой аудитории. Результаты стали бы подтверждением, какие мифы зрители заимствуют из кино.
Более эмпирический анализ в исследованиях кино должен быть сосредоточен на актуальных фильмах Голливуда, чтобы мы могли предвидеть и изменять ход будущих медийных продуктов к лучшему представлению женщин. Таким образом, мы, в конечном счете, достигнем точки, когда будем двигаться в верном направлении шаг за шагом.