Здравствуйте! А вы знаете, где в Петербурге находится памятник Георгию Товстоногову?
Я вот узнала только недавно, после того, как прочитала книгу Эдуарда Кочергина "Записки Планшетной крысы".
Это третья по счету книга Эдуарда Степановича, который с 1972 года является главным художником Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Театр, кстати, носит это имя с 1992 года, до этого был театром имени М. Горького. С писательским творчеством Кочергина я познакомилась чуть раньше, прочитав его первую книгу "Ангелова кукла"; книгу "Крещённые крестами" только что купила, надеюсь не только прочитать её в ближайшее время, но и посмотреть поставленный по ней спектакль в театре (в БДТ, разумеется). Кстати, в "Записках Планшетной крысы" Кочергин говорит "на театре", то есть, служить, работать именно "на", а не "в". Интересно! Насколько я понимаю, это устаревшая форма, но память о старых традициях, традициях еще дореволюционной России - в отношении к труду, к мастерству, к искусству пронизывает книгу. Эдуарду Кочергину посчастливилось работать вместе с "антиками" - мастерами, ремесленниками театральных дел, сохранившимися еще с царских времен, этакими патриархами сценическо-декорационных искусств. Многим из них было присвоено шуточное внутритеатральное звание Планшетной крысы :)
Книга состоит из рассказов о людях театра - художниках, режиссёрах, артистах, о рабочих сцены - всех, кто трудится над созданием спектаклей. Интересно и познавательно почитать о создании декораций, познакомиться с театральными профессиями - бутафор, макетчик, машинист сцены, осветитель и многими другими. Для меня это как путешествие в новый увлекательный мир! Книга читается легко и интересно, юмор присутствует. Учитывая детство Э.Кочергина, которое прошло в детприёмниках НКВД, встречаются и сугубо жаргонные словечки, разбавляя серьёзные темы своей непосредственностью. Но самое главное - везде чувствуется любовь к своему делу, преданность искусству, порядочность, а это дорогого стоит!
В книгу входит повесть "Медный Гога" - о режиссёре Георгии Товстоногове, с которым Кочергин проработал более двадцати лет. "Бэдэтэшный зритель уходил из зала с заложенной в него твоей философией понимания драматургии, времени, с твоим настроем на продолжение жизни. Мне с тобою повезло, Гога, повезло сильно".
Несколько интересных моментов из книги:
- Георгий Александрович Товстоногов во время репетиций всегда сидел в седьмом ряду партера на кресле номер 171.
- Рядом, на кресле номер 176, в конце 60-х и начале 70-х годов на многих спектаклях сидела старушка - графиня Апраксина (инкогнито, конечно), предки которой восстановили театр на Фонтанке после пожара в начале 20-го века (тогда здание театра сдавалось в аренду разным антрепренёрам). Но во всех договорах с ними присутствовал пункт о бесплатных местах в седьмом ряду для представителей графской фамилии. Удивительно, как эта история получила продолжение в советское время!
- На постановке одного спектакля в Германии выяснилось, что местные мастерские, изготавливающие реквизит, не могут справиться с написанием иконы для спектакля. Глаза у Богородицы выходили людскими, а не как на образе. Эдуард Степанович открыл местным мастерам секрет древней русской иконографии - зрачки в глазницах пишутся выше осевой линии, оба зрачка точно параллельно друг другу. Получается неземной, божественно-отрешённый взгяд.
А ещё в книге много историй просто про жизнь, жизнь артистов в широком смысле этого слова, про счастливые, удивительные и, порой, трагические события.
Мне книга понравилась, смело рекомендую её к прочтению, если вам интересен театр, история, Петербург-Ленинград, искусство, драматургия, да и просто человеческие отношения.