Продолжение. В первой части мы с вами выяснили, что валюта не всегда следует за спекулятивными факторами, потому что есть у неё за душой что-то более существенное, чем желание биржевых игроков. А еще мы начали разговор о том, что по сути своей валюта - это мера, такая же, как метр или килограмм. Только мера стоимости...
Долго сказка сказывается... Что, не так? Скоро сказывается?
Ну, попробуем покороче.
В общем, "начальное" соотношение валют - вещь совершенно произвольная, захотим приравняем евро к доллару (в момент его введения), а захотим - латвийский лат приравняем к евро. Хозяин-барин.
А вот дальше начинается... МАГИЯ
Не, на самом деле - ничего такого магического.
Зачем вообще нужна валюта? "Мера стоимости", говорите? правильно говорите, вот только для чего конкретно нужна эта самая мера стоимости?
Для того, чтобы валюта выступала посредником в товарно-денежных отношениях. Чтобы не менять топор на мешок ржи, а сперва продать топор за два рубля, а потом купить мешок ржи за рупь семьдесят. И дело даже не в сэкономленных тридцати копейках: сам по себе процесс обмена упрощается, ускоряется, становится более гибким... и справедливым.
Что, хватит цитировать Маркса? ну не буду, не буду. Адама Смита можно? тоже нет? Ну, как скажете.
Тогда вот: валюты на любом рынке нужно столько, чтобы можно было осуществить все необходимые операции купли-продажи без привлечения бартерных схем. Ну, то есть, чтобы все продавцы могли продать свои товары за валюту, а все покупатели - купить себе нужные вещи, опять же, за валюту. Если такой возможности нет - на рынке наблюдается нехватка валюты... И она, как любой другой товар, начинает расти в цене. "Как так", вы скажете, как может расти в цене мера стоимости? а легко: в данном случае валюта выступает не в роли "меры", а в роли "товара", обменной единицы, на которую надо сменять какие-то потребительские товары. Ну и, раз этой обменной единицы не хватает - её "покупатели" будут вынужденно предлагать больше своего товара за то же количество "обменных единиц". То есть, при нехватке валюты на рынке, будут падать цены на товары - выраженные в этих "мерах стоимости", - или расти предложение других "мер стоимости" за единицу этой. То есть, будет расти её курс - по отношению к другим валютам.
Как может не хватать валюты на рынке, если это просто "мера"? пожалуйста, с этим вопросом - не ко мне. В советские времена рубль был именно "мерой", и его по определению хватало на все операции купли-продажи. Не могло не хватать. А вот сейчас, всякие там "полный объем средств на счетах", "банковские резервы по кредитам", и прочая заумная фигня, придуманная для опосредованного управления экономикой... В общем, она и порождает ситуации, в которых валюты может быть слишком мало или слишком много для данного рынка.
Итак, "ценность" валюты определяется, по большому счету, объемом рынка, который она обслуживает, и соотношением объема денежной массы и оборота товаров на рынке.
Могу привести несколько примеров того, как это работает - хотя бы с уже упоминавшимися евро и латом, - но не хочу загромождать уж совсем этот текст, и так лонг-рид получился. Поверьте на слово... Или - вперед к специалистам: они вам столько примеров приведут - опупеете читать.
* * *
И что, валюта будет падать в цене только когда её слишком много?
Не всё так просто.
Есть же и другие "меры стоимости". И они, вообще говоря, регулярно "вторгаются" на рынок, обслуживаемый нашей валютой. К примеру, торговые операции между двумя странами, как правило, удобнее обслуживать в одной из двух возможных валют. По разным причинам, из которых главная - соотношение объема рынков. Ну, то есть, если на рынке одной страны торгуется двести тысяч разных товаров на общую сумму в пятьсот миллионов тугриков, а на рынке другой - всего лишь сто тысяч наименований товаров, да и сумма операций, в пересчете на тугрики, составляет жалкие двести миллионов.... То, ясный пень, все сделки между этими рынками будут проходить в той валюте, которая двести тысяч и пятьсот миллионов. Просто потому, что, оставив средства, полученные в результате сделки, на счету в банке, бизнесмен будет иметь больше возможностей для их дальнейшего использования.
Я тут не останавливаюсь на биржевых, кредитно-денежных, и прочих операциях, просто потому, что они, по большому счету, подчиняются той же логике, что и простое товарное обращение.
Ну и, в результате, валюта, обслуживающая больший рынок, будет все время пользоваться спросом со стороны меньшего рынка, и, следовательно, утекать из обращения на своем рынке. Образуя нехватку. И, одновременно, не востребованная валюта с менее емкого рынка будет постоянно формировать некоторый избыток.
И чему же удивляться, что валюта с более емкого рынка будет постоянно, хоть и медленно, расти по отношению к валюте с менее ёмкого рынка?
* * *
Вот примерно так оно и работает. Рубль постоянно уступает товарные операции доллару (и евро), и, как следствие, постоянно медленно падает по отношению к этим валютам. Попросту потому, что рынок Российской Федерации (даже со всякими СНГ/ЕАЭС) менее ёмкий, чем рынок Евросоюза или США. Все остальное - спекулятивные факторы, даже такие популярные, как цена барреля нефти.
* * *
Кстати, давайте на нефти остановимся на минутку.
Одно из любимых заклинаний "экспертов" на ТВ - это "курс рубля следует за ценой барреля нефти Брент".
Это неправда. Неправда уже довольно давно, примерно с лета 2016 года. Именно тогда стали наблюдаться независимые движения нефти и рубля - относительно доллара. Более того, в целом можно было утверждать, что курс рубля был антикоррелирован с крусом нефти - то есть, рубль падал, когда наблюдался рост стоимости барреля. Для этого есть свои причины, рассказ о которых, опять же, сделает эту статью чрезмерно громоздкой: она и так уже... эээ... великовата. С тех пор коррелированное движение рубля и нефти наблюдается только при очень быстрых и значительных скачках цены нефти.
Почему так? дело в том, что в 2016 году, наконец, среди экспортных товаров России появились конкуренты нефти и вообще энергоносителям: сельскохозяйственная продуция и оружие, в первую очередь. Плюс сделки, которые ранее были привязаны к курсу нефти - прежде всего, торговля газом, - стали торговаться по самостоятельно формируемым ценам. И... собственно, вот. Уж не знаю, как экономика страны в целом, а рубль с "нефтяной иглы" - слез.
Окончание - скоро.