Найти тему
avocadorable

Женские образы в Голливуде (ч.1)

Со времени женского освободительного движения в 1960-х годах их роль в социальной, культурной, политической и экономической жизни резко изменилась в сторону прогресса. На первый взгляд это дало женщинам равные с мужчинами права во многих сферах жизни. Но мужское доминирование в киноиндустрии, как и во многих других отраслях во всем мире, по-прежнему является проблемой 21 века.

Радио, телевидение, кино и другие продукты медиа снабжают нас материалами, с помощью которых мы формируем саму нашу личность; наше представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной...

Нет ничего удивительного, что после женской революции голливудские режиссеры всё еще придерживались патриархального уклада при изображении женщин, но со временем замаскировали эти послания под фасадом расширения прав и возможностей женщин, их независимости.

В настоящее время, женщины в кино, больше чем когда-либо, сталкиваются с недосягаемыми критериями. В частности, к ним относят красоту, интеллект, физические и моральные качества. Фактически, женщины должны обладать всем набором характеристик... по крайней мере, на экране.

Многие культурные конструкции, общественные нормы, сказания и исторические моменты передаются и интерпретируются через фильмы. Поэтому те способы, которыми они представляют женщин, имеют первостепенное значение. Но как и почему фильмы с довольно нереалистичными посланиями продолжают выходить на экраны?

Теоретик Томас Шатц в The New Hollywood сказал: ‘стабильное увеличение числа блокбастеров стало ключом к выживанию Голливуда и одним из неизменных аспектов послевоенных лет’.

Блокбастеры, как правило, следуют по накатанной дорожке, и становятся лидерами проката еще до того, как выходят на экраны. Честно говоря, предсказуемо видеть, что самые кассовые фильмы последних трех лет, “блокбастеры” – "Мстители" (2012), "Гарри Поттер и Дары Смерти" ч.2 (2011) и "История игрушек 3" (2010). Все 3 фильма – полнометражные и являются частями франшиз, они нацелены на широкую аудиторию и вписываются в довольно разные жанры кино.

Жанр фильма имеет важное значение для нашего понимания гендерной репрезентации. ‘Проще говоря, любой жанр кино – будь то вестерн или мюзикл, комедия или боевик – включает знакомых, по существу одномерных персонажей, играющих предсказуемый сюжет в знакомой обстановке’ (Шатц).

Это знакомство, как правило, переводится в устойчивые представления, которые включают женские характеристики. Женщина в западном фильме обычно ассоциировалась с девицей в беде. Но так ли это сейчас? С учетом всех технологических, социальных, политических и экономических изменений, происходящих в мире сегодня, в данном исследовании будут рассмотрены разные виды репрезентаций женщин на данный момент.

Важно, чтобы мы понимали то, что происходит сейчас, чтобы при необходимости можно было покончить с устаревшими мифами о женщинах и формировать более реалистичные женские характеристики в будущем.

Результаты этого исследования могут способствовать дальнейшему академическому исследованию современных фильмов, которые необходимы фильмам, вместо того, чтобы полагаться на устаревшие анализы. Для этого был использован визуальный семиотический анализ, чтобы выявить, каким образом жанровые фильмы представляют женщин в современном Голливуде.

Немного теории: ‘Хорошо известная история голливудского кинопроизводства была одним из доказательств огромной силы визуальных образов вызывать популярные эмоциональные реакции, и более того, отражать и влиять на процесс социальных изменений’.

В частности, фильмы могут повлиять на наше коллективное воображение и наше восприятие важнейших вопросов, связанных с расой, ориентацией, гендером и т.д. Однако степень, в которой они отражают реальную ситуацию в мире, является мрачной, особенно в отношении женщин. Женские персонажи фильмов ‘отражают и закрепляют положение и роль женщин в современном обществе’ и играют активную роль в создании женских ролевых моделей. Поэтому важно изучить способы, с помощью каких женщины представлены в кино, чтобы лучше понять идеи, которые они несут.

Трудно обсуждать изображения женского пола, не обращаясь к подходу теоретика Лауры Малви об изучении кино с помощью психоаналитической и феминистской теории. Малви показывает, как сценарий в кино передает доминирующие и сексистские идеологии через "мужской взгляд". Она утверждает, что голливудские фильмы используют скопофилию, сексуальное удовольствие от просмотра, взаимодействие через патриархальную систему.

Женщины постоянно ‘являются объектом для услады глаз мужчин. Об этом свидетельствуют бесчисленные фильмы, в которых на женщин ‘направлены долгие крупные планы’, словно их фигуры и облегающая одежда, ‘созданы для мужского взгляда’.

И мужчины и женщины смотрят через мужской взгляд, так как камера и является "носителем этого взгляда". Таким образом, женщины ‘становятся образами смысла, а не создателями смысла’.

Исследование, проведенное Университетом Южной Калифорнии, в ходе которого были проанализированы 100 самых кассовых фильмов 2009 года, подтверждает заявление Кун: из 4342 говорящих персонажей только 32,8 % были женщинами. А это такой же процент, как и в 2008 году.

‘Женщины не только появляются крайне редко, им также навязываются стереотипные и чрезмерно сексуализированные роли в мировой киноиндустрии’ . Их все чаще воспринимают в качестве визуальных аксессуаров. Среди популярных голливудских фильмов существует серьезный дефицит тех, которые показывали бы женщин за пределами мужского мира. Рассматривая вопрос о том, как СМИ закрепляют патриархальные идеи, Кун подчеркивает важность изучения женских репрезентаций в фильмах, которые совершенно неспособны отразить реальный социум.

-2

Большинство Голливудских фильмов соответствуют одному жанру или комбинации, среди которых экшн-фильмы, научная фантастика, фэнтези и боевики. Именно они являются самыми популярными, и неизменно возглавляют списки кассовых фильмов.

Шатц считал, что: ‘жанровый подход лучше всего помогает при понимании, анализе и оценке голливудского кино’.

Ведущий теоретик жанровых исследований - Роберт Альтернатива выделяет два различных подхода в теории жанра. Прежде всего, это ритуальный подход, согласно которому Голливуд выпускает фильмы, отражающие предпочтения и желания аудитории. Он подчеркивает роль аудитории в закреплении того или иного жанра и связанных с ним стереотипов и мифологий. Продюсеры мало что делают, чтобы остановить такое развитие событий, и редко бросают вызов сексизму или неравным гендерным отношениям в своих сценариях.

Но кто может их винить? Жанровое кино чрезвычайно прибыльное. Поскольку это проверенная формула, студии знают, что аудитории понравится тот или иной жанр кино. И это именно то, что они производят.

Просто взгляните на многочисленные трилогии и сиквелы фильмов с бесчисленными вариациями сюжета – от Железного Человека, Звездных войн и Гарри Поттера до Сумерок, Бэтмена и Бриджит Джонс. Все они имеют фанатскую базу, которая всегда готова потреблять эти продукты.

-3

Жанровые фильмы также способствуют стратегиям маркетинга, поскольку студии знают, что во вкусе зрителей, и могут создать целую франшизу из одного фильма.

Второй подход - идеологический, более марксистский в мышлении. В нем говорится, что Голливуд манипулирует аудиторией; он характеризует ‘каждый отдельный жанр как определенный тип лжи, наиболее характерной чертой которой является ее способность маскироваться под правду’.

Идеологический подход, безусловно, находит отклик в отношении женской репрезентации в кино. ‘Жанры выражают более широкие культурные и социальные ценности, чем классические произведения искусства’. Дисбалансы в гендерной репрезентации не новы и сильно проявляются в жанровых фильмах при помощи проверенных годами ‘штампов’.

Голливудские продюсеры предпочитают поставлять хорошо сфабрикованную ложь, чем изобличать истинные реалии и оказаться под угрозой потери преданной зрительской базы.

Альтман подчеркивает важное различие между двумя подходами – один реагирует на аудиторию, другой манипулирует аудиторией. Но несмотря на это, он считает действенными оба. Шатц соглашается, что ‘жанры кино выражают социальное и эстетическое восприятие не только голливудских режиссеров, но и массовой аудитории’.

Таким образом, по сути, и продюсеры, и зрители несут ответственность за распространение патриархальных идей, так как все они влияют друг на друга.

‘Жанр кино основан на наборе условностей, которые влияют как на создание отдельных произведений в рамках этого жанра, так и на ожидания и переживания аудитории’. У нас есть предвзятые представления о каждом жанре.

Например, когда мы слышим, что фильм из категории экшн, мы ожидаем ‘спецэффектов, бои в течение всего сюжета, погони и взрывы. А также, акцент на исполнение спортивных движений и трюков’. Эти элементы вместе ‘служат более значительной социальной или мифической цели для зрителей.

Жанры традиционно играли ключевую роль в сохранении женских (и мужских) стереотипов в классическом голливудском кино. Полнометражные блокбастеры, которые Голливуд регулярно штампует, как правило, попадают в конкретный, давно существующий, и потому, популярный жанр.

Неудивительно, что наши образцы фильмов – это те, которые собрали наибольшую прибыль в прокате за последние три года, т.к. каждый из них легко вписывается в жанровую категорию. Для изучения современного Голливуда, мы рассматриваем Мстителей, Гарри Поттер и Дары Смерти Часть 2 и История игрушек 3.

Все эти фильмы преуспевают благодаря большим бюджетам, уже вовлеченной и преданной аудитории, узнаваемым и сильным персонажам – вот что создает целую кинематографическую вселенную. В совокупности эти элементы способствуют закреплению жанровых категорий, а те, в свою очередь, и гендерной репрезентации.

Многие считают жанровые категории разделенными по половому признаку, даже если не в этимологическом плане. ‘Вестерны, военные фильмы, боевики, семейное кино, шпионские фильмы, боевики и роуд-муви - считаются мужскими жанрами кино. Романтическое кино, мелодрамы - женскими жанрами с женским главным персонажем и женской аудиторией’.

Эти разделения указывают на то, что мужчины имеют склонность к жестоким, опасным, геройским и агрессивным фильмам, в то время как женщины предпочитают сентиментальные и драматичные фильмы о любви. Такие выводы многое говорят о нашем обществе и культуре.

Каждый из этих жанров имеет свою конструкцию для мужских и женских персонажей. Например, если мы посмотрим на роль ‘героя’ прошлых лет, мы увидим, что существует отдельный критерий для описания мужского или женского героя, в основном вытекающий из патриархальных стереотипов о женщинах. Несмотря на то, что за последние 20-30 лет количество женщин в главных ролях боевиков увеличилось, ожидания к ним существенно отличаются.

Это различие очень важно, потому что оно показывает, в какой степени жанры могут внести свой вклад в репрезентацию женских образов и нормативных идеологий. В данном случае, считается, что только физически совершенные женщины могут считаться ‘героями’. Идеальным примером женщины-супергероини, которая в значительной степени нарушила патриархальные традиции, является Зена – королева воинов. Это сериал, вышедший на экраны более десяти лет назад.

-4

Что привлекательно в Зене как в героине, так это изначально неидеальные черты ее персонажа: у нее есть темная сторона, она эгоистичная и кровожадная. Несмотря на то, что она боролась против зла и олицетворяла силу добра, в ее отношениях с миром, однако, есть явная моральная двусмысленность.

Одновременно с тем, что Зена – это воин с железным характером, которая ‘больше привязана к своей лошади и конечно, своей подруге Габриель, чем к какому-либо мужчине, которого она встречает,’ мы не можем отрицать ее привлекательность, стройность, и тот факт, что она носит очень мало одежды.

Наиболее интересно то, как в рамках популярных жанровых фильмов, а также в некоммерческих, независимых фильмах показаны двойственность и противоречие при изображении женских персонажей. Героиня ‘сочетает в себе присущую молодой девушке женственность и... самоуверенность экшн-героя’. Такие женские образы посылают противоречивые сообщения.

Женщины должны быть сильными и воинственными, но в то же время красивыми и сексуальными. Именно показ таких «крутых» женщин является свидетельством того, как все еще доминирующие в обществе мужчины отвечают на требования женщин о равенстве.