Найти в Дзене
GOODGAME.RU

Хидэо Кодзима: "Игры, выпущенные в прошлом, не являются эталоном. Мы можем учиться у них, но нам не нужно им следовать"

Представляем вам вторую часть интервью с Хидэо Кодзима, приуроченного к дню рождения мастера. Если в первой части речь шла о фильмах, садоводстве и о том, откуда он черпает свое вдохновение, то сегодня вы узнаете о свиданиях с книгами и не только, о будущем игровой индустрии, о том, какими качествами должен обладать хороший геймдизайнер и об увлечении Америкой 60-х. Приятного прочтения!

Как вы выбираете для себя книги в книжном магазине?

Я дорожу временем, которое провожу с книгами. Я покупаю книги любимых авторов или продолжение серий книг, которые уже читал. Хожу в книжный магазин каждый день (правда, не в последнее время из-за ситуации с коронавирусом) и выбираю книги, которые привлекли мое внимание. Я читаю все жанры (кроме книг с практическими рекомендациями, типа “как сделать”, “как приготовить” – я не очень хорошо разбираюсь в них), поэтому я сначала просматриваю раздел новых поступлений, а затем перехожу к разделу с издателями, где на столах выставлены избранные книги. Присматриваюсь к романам и жанру манга, как и следовало ожидать, а также к книгам научно-популярной и технической тематик.

У книг действительно есть “лица” – это изображение на обложке, дизайн, количество страниц, заголовок и его логотип, имя автора, рекламный вкладыш, издатель, размер и шрифт текста. В книжном магазине я беру то, что бросается в глаза. Для меня важно первое впечатление. Я щупаю книгу, читаю синопсис, как будто просматриваю резюме, а затем читаю комментарий к ней, избегая спойлеров. Это помогает мне понять предысторию работы и ее контекст. После этого я решаю, читать эту книгу или нет, точно так же, как каждый решает, приглашать интересующего его человека на свидание или нет. Я думаю: “Ок, я бы провел время с этой книгой!” – и иду на кассу. Естественно, я не могу предугадать, будет ли книга хорошей или нет. Иногда я прислушиваюсь к рекомендациям, но не покупаю книги, основываясь на обзорах в интернете. Когда я вижу книгу, я больше полагаюсь на инстинкт. Если придерживаться такого метода выбора книг и совершенствовать его, то вы всегда будете находить для себя хорошие книги.

Расскажите, как вы ходили на свидания, когда были студентом? Куда вы ходили, был ли у вас какой-то продуманный план? Первое свидание – это очень важно, как вы к нему подходили?

Когда я был студентом, мы ходили в кино или на концерты, ходили в парк развлечений, зоопарк (как в фильме “Рокки”), на каток и так далее. В основном в районах Осаки, Такарадзука или Кобе, иногда в Киото. Но все места были вдоль железнодорожной линии Ханкю. Я думаю, что планирование первого свидания очень похоже на создание игры. Игры созданы для того, чтобы доставлять удовольствие неопределенному количеству пользователей, но на свидании у вас уже есть определенная аудитория. Все не так сложно, потому что вы сразу можете видеть реакцию, выражение лица этого человека. Но на первых свиданиях у нас было очень мало информации о другом человеке, так как не было ни Instagram, ни Facebook. Что нравится, что не нравится, куда пойти и какой маршрут выбрать, что поесть? Прежде чем пригласить на свидание, нужно было заранее разузнать о предпочтениях человека.

Были времена, когда я заранее искал возможные маршруты для прогулок и продумывал план Б – на случай, если что-то пойдет не так. Вспоминая это сейчас, я понимаю, что, по сути, занимался игровым дизайном, ориентированным на конкретного человека в реальной жизни. Другими словами, это означает, что я занимаюсь игровым дизайном со школьных времен.

-2

Тогда еще не было сотовых телефонов, были ли у вас какие-то сложности, связанные с этим? И вообще, какой бы вы дали совет молодому поколению относительно первого свидания?

Действительно, в то время у нас не было ни сотовых, ни пейджеров, поэтому самым важным было договориться о встрече. После того, как вы пообещали прийти, у вас уже не было возможности связаться, если что-то вдруг пошло не так. У многих были ситуации, когда они ждали часами. Кроме того, поскольку вы заранее не знаете, пойдет ли дождь или нет, вам нужно было встретиться там, где точно будет какая-то крыша над головой. Многие пары планировали встречу в кафе, поскольку там были стационарные телефоны. В те дни эпохи Сёва (1926–1989) люди могли условиться о встрече только накануне, позвонив по домашнему телефону. Вы договариваетесь о встрече, но никогда не знаете, придут ли на нее вовремя. Многие сюжеты романтических телешоу того времени основывались на недоразумениях, которые часто возникали при попытке встретиться.

По натуре я довольно пунктуальный человек, поэтому никогда не опаздывал на встречи. Я приходил раньше, осматривал территорию, а затем убивал время в окрестностях, пока не подходило время идти к месту встречи. Если мы назначали встречу на станции Умеда в Осаке, то договаривались встретиться на знаменитом месте встреч – у большого телеэкрана “Big Man”. Я приезжал немного раньше, убивал время в книжном магазине “Kinokuniya”, а затем приходил к экрану “Big Man”, делая вид, будто я только что приехал. Конечно, как вариант, можно заехать за человеком на машине, но, когда вы назначаете встречу, вы больше узнаете о личности человека и можете понять, насколько вы друг другу доверяете, – это намного драматичнее. Первое свидание – это первый шаг в отношениях. Были пары, которые расставались из-за неудачной первой встречи. Я призываю молодых людей отложить свои мобильные телефоны и попробовать устроить традиционное свидание. Вы действительно сможете определить уровень доверия и надежности между вами.

-3

За последнее десятилетие игровая индустрия сильно изменилась. Как вы думаете, у этой индустрии светлое будущее? На ваш взгляд, какие изменения необходимы игровой или развлекательной индустрии, чтобы продолжать свое развитие?

Независимо от того, какой мир принесет нам будущее, искусство и развлечения никогда не исчезнут. Оглядываясь на последние 40 лет, мы видим, что игры, так же как и фильмы, зарекомендовали себя как средство развлечения и передачи информации, а не как какая-то недолговечная причуда. Я верю, что игры будут и дальше охватывать более разнообразные области, станут более тесно вплетаться в нашу повседневную жизнь и больше не будут считаться хобби только “гиков” или “отаку”.

Стоит отметить, как игры переходят на стриминговые платформы. Это окажет невероятное влияние на то, как мы играем, даже большее, чем революционные изменения, которые принесли в индустрию портативные консоли. Во-первых, исчезнут определенные препятствия для игр, такие как необходимость в специализированном оборудовании. Кроме того, этому примеру последуют фильмы и музыка, и всё объединится в сфере стримов. Потом наступит следующая эра, которая позволит транслировать VR и AR. Я предполагаю, что именно таким станет будущее развлечений и искусства, а следовательно, и будущее игр. Или, возможно, их больше не будут называть “играми”.

Также исчезнут различия между “создателем” и “игроком” – люди, которые играют, будут самоутверждаться в игровом мире и сами будут создавать искусство и развлечения. Такое светлое будущее обязательно наступит.

-4

В настоящее время учебные программы многих университетов и школ по всему миру включают в себя геймдизайн. Как вы думаете, что является самым важным для молодых людей, надеющихся попасть в игровую индустрию? Какой совет вы бы им дали?

Так как игры зависят от технологий, важно идти в ногу с последними тенденциями и в технологиях, и в науке. Однако еще важнее обладать широким спектром знаний и чувствительностью к кино, музыке, литературе, театру, живописи, скульптуре или эмпирическому искусству. В будущем игры впитают в себя все виды искусства, массовых развлечений, обучения, превратившись в средство “всеобъемлющего искусства”. Вот почему так важно в юном возрасте глубоко познавать мир и черпать вдохновение. Но это не все, также важно мыслить нестандартно с точки зрения установленных правил или норм.

Игры сохраняют свою популярность уже около 40 лет. Несмотря на то, что раньше создание игр было чем-то новым и неизведанным, к настоящему времени уже существуют определенная структура и рамки, которые образуют систему. Так вот, молодых людей не следует ограничивать этими рамками, эти рамки нужно ломать с помощью вдохновения, которое черпается из искусства, мира и жизненного опыта. Например, продолжительность фильма так или иначе ограничена, но для игр установленного формата нет. Игры, выпущенные в прошлом, не являются эталоном. Мы можем учиться у них, но нам не нужно им следовать.

Вы известны как поклонник британской музыки 80-х годов. Есть ли другие жанры, которые вам бы хотелось распробовать?

Вообще-то, я не так хорошо разбираюсь в классической музыке, поскольку в основном я слушал ее пассивно – на уроках в школе или фоном в повседневной жизни. Я думаю, единственной классической записью, которую я купил в детстве на свои деньги, была "Планеты" Густва Т. Холста. А вообще, я покупал много саундтреков. Конечно, я знаком со знаменитыми, исторически значимыми шедеврами и в определенной степени могу узнавать имена известных композиторов. Но когда дело доходит до конкретики, тот тут я далеко не эксперт.

Так что я до сих пор особо не погружался в мир классической музыки. Будет стыдно, если до конца своей жизни я так и не познаю этот богатейший мир, поэтому я постараюсь больше изучать классику.

-5

С ранних лет вы смотрели много зарубежных фильмов и читали много иностранной литературы. Когда вы были моложе, какими вы представляли себе США и другие зарубежные страны?

Когда я был ребенком, в детском саду и в начальной школе, я был очарован Соединенными Штатами 60-х годов и восхищался ими. Конечно, в то время я никогда не был в США, но у меня был некоторый виртуальный опыт – я смотрел фильмы, телешоу и читал книги. Я узнавал разные детали, например, в отличие от Японии, там существовал обычай давать чаевые, а такси в Нью-Йорке были желтыми. Я выучил аббревиатуры NYPD (Департамент полиции Нью-Йорка), LAPD (Департамент полиции Лос-Анджелеса) и SWAT (Специальное оружие и тактики). В то время в Японии показывали множество американских телешоу, но перевод у них был вольный. Я смотрел ситкомы, к примеру, “Моя жена меня приворожила” и “Я мечтаю о Джинни”. Такие шоу, как  “Моя жена меня приворожила”, были для меня особенными, поскольку оттуда я узнавал о повседневной жизни среднего класса в Америке: какими большими были американские дома, сады, холодильники и мебель, а также их традиции и обычаи, которые отличались от японских. В те времена Америка казалась невероятно безопасным местом, где вы могли не запирать свой дом, и ваш сосед внезапно заходил с заднего двора.

Еще мне нравилось кулинарное шоу “The Galloping Gourmet” с Грэмом Керром. Наблюдая, как повар готовит блюда, попивая вино, я думал: “Все в Америке такое элегантное!” Когда я был ребенком, я смотрел, как американский исполнитель трюков Ивел Книвел прыгает на своем мотоцикле через выстроенные в очередь грузовики, и как первый человек приземляется на Луну, и у меня складывался четкий образ американцев как смельчаков, пионеров и бесстрашных авантюристов. Я с некоторой долей безумия восхищался непостижимой жизнерадостностью и готовностью американцев принимать новые вызовы. И, говоря об Америке, конечно же, нужно упомянуть об “американской мечте” того времени, мечте, которую мог достичь любой талантливый и удачливый человек. В то время в Японии большинство молодых мечтателей уезжали в Токио, и, добившись там успеха, отправлялись в США (или просто за пределы Японии), чтобы попробовать себя в большом реальном мире.

Америка, которую я представлял себе в детстве, была свободной страной, которая была рада всем. Я даже решил, что буду жить в Америке, когда вырасту. Однако, когда я учился в старшей школе, мой интерес к Европе постепенно вырос, отчасти из-за моего интереса к музыке. Но это не значит, что я разлюбил Америку.

-6

Обсуждение