Любой без запинки может ответить какие цвета используются в светофоре: красный, желтый зеленый. А еще есть светофоры с синим и белым огнями. Просто они встречаются реже и мы на них меньше обращаем внимания. Но почему именно эти цвета выбраны для светофора?
Красный - цвет опасности и воинственности. Так он воспринимался еще до появления автомобилей. Внимание красный привлекает гораздо больше, чем другие цвета. Вспомните красные щиты легионеров и рыцарей, красные плащи и прочие атрибуты воинственности и власти. Это во-первых. А, во-вторых, красный, хорошо виден с далекого расстояния. Эти особенности и позволили принять красный цвет в качестве "запрещающего" сигнала светофора.
Но у красного есть недостаток - в тумане или при наличии пыли свет этого спектра сильно рассеивается взвешенными в воздухе частицами. Расстояние видимости сигнала сокращается.
Зато в тумане гораздо дальше виден желтый (оранжевый) свет. Особенно мигающий сигнал. Его "назначили" ответственным за предупреждение об опасности и привлечение внимания. По этой же причине, кстати, "поворотники" на машинах делают оранжевыми. В желтый красят также школьные автобусы, автомобили аварийных служб, реанимационные скорые помощи. Все из-за того, что желтый (или оранжевый) цвет хорошо виден и в ясную, и в пасмурную погоду.
С зеленым своя история. Еще до появления автомобильных светофоров, на железной дороге в качестве разрешающего сигнала пытались использовать белый свет. Но возникла проблема - в темное время суток издалека этот сигнал воспринимался, как лунный диск или как блеск звезды на небосклоне. А днем белый терялся на фоне неба. В итоге, в качестве разрешающего движение сигнала был выбран зеленый. Его не спутать ни с луной, ни со звездами. Да и на фоне неба он заметен. А я думаю, что еще и из-за того что стекло зеленого цвета давно умеют изготавливать... С железной дороги зеленый сигнал перекочевал и на автомобильные светофоры.
Белый, как разрешающий сигнал, между тем, по-прежнему используется на железной дороге на светофорах, установленных на маневровых путях.
Водители белый сигнал видят на железнодорожных переездах (вспомните "бело-лунный мигающий"). Белый используется также на вспомогательных светофорах, которые управляют движением общественного транспорта, движущегося по выделенным полосам (в основном - это трамваи). Такой подход позволяет не путать других водителей, едущих в попутном направлении.
Ну а сигнал синего цвета применяется в железнодорожных светофорах. Используется он в качестве запрещающего сигнала в пределах железнодорожных станций на маневровых путях. Почему не красный? А это чтобы не путать машинистов, которые работают на маневровых локомотивах и тех, кто управляет проходящими через станцию поездами. Соответственно на магистральных путях используются светофоры с привычными зеленым и красным сигналами, а при маневровых работах с белым и синим сигналами. Хотя в последнем случае могут и светофоры с красным "глазком" использоваться. Но это уже особенности железной дороги...