Найти тему
Мир Итальянского Кино

Римский рассказчик Фурио Скарпелли

Оглавление

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и ещё раз сценарий», - признался как-то Альфред Хичкок. Но так получается, что мы гораздо лучше знаем имена режиссеров (не говоря уже об актерах), чем сценаристов. Будем поправлять вместе с МИК!

Фурио Скарпелли (16.12.1919 — 28.04.2010). Коренной римлянин, карикатурист, иллюстратор и сценарист. Он трижды номинировался на «Оскар», неоднократно был награжден национальными итальянскими кинопризами. По его сценариям работали известнейшие режиссеры своего времени: от Моничелли до Сколы, Ризи и Джерми. А на склоне лет Скарпелли называли одним из последних Мастеров итальянского кино!

После войны он начал работать в разных сатирических журналах, включая и Marc'Aurelio, который стал кузницей будущих талантов итальянского кино, включая Федерико Феллини, Эторре Сколу, Чезаре Дзаваттини и многих других.

С еще одним молодым сценаристом Адженоре Инкроччи они составили дуэт Age & Scarpelli и начали работу над фильмами, в которых играл Тото'. Вместе они напишут истории для трех десятков фильмом и станут одними из создателей целого направления в кинематографе Сommedia all’italiana — комедии по-итальянски. При этом говорят, что истории было бы достаточно невероятного диалекта, придуманного Скарпелли, на котором говорит Витторио Гассман в фильме «Армия Бранкалеоне» (L'armata Brancaleone, 1966).

Но Фурио Скарпелли прославился не только комедиями. Он умел придумывать увлекательные и красивые истории, которые до сих пор заставляют зрителей смеяться и переживать, размышлять и страдать, а, главное, - узнавать себя, и это сделало итальянское кино великим!

«Закон есть закон» (La legge è legge). 1958. Режиссер Кристиан-Жак. В главных ролях: Тото', Фернандель.

Закон есть закон
Закон есть закон

Гениальная комедия о двуличности государства и несовершенстве законов, которые могут сломать жизнь даже законопослушным гражданам.

Фернандель и Тото"
Фернандель и Тото"

Конечно, здесь искры летят из творческого соревнования двух великих комиков Тото и Фернанделя, но вся-то история держится на виртуозно закрученном сюжете, который придумали Age & Scarpelli (с итальянской стороны, конечно). Шедевр на все времена!

«Большая война» (La grande guerra). 1959. Режиссер Марио Моничелли. В главных ролях: Альберто Сорди, Витторио Гассман, Бернар Блие, Сильвана Мангано.

Большая война
Большая война

Военная драма. Обычные люди оказываются в необычных для себя ситуациях, а потому стараются приспособиться, притереться, понять правила игры. Но часто всё ломается, и уже не человек привыкает к войне, а война переделывает под себя характер человека.

Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Альберто Сорди
Витторио Гассман, Сильвана Мангано, Альберто Сорди

Яркий эпизод: посыльный погибает, доставляя депешу, а в ней – поздравления командования с Рождеством. «Нам придется уповать на собственную стойкость. - Стойкость у бетона, а мы – люди». Термина «романтический неореализм» не существует, но ради этого фильма его стоило бы придумать.

«Мафиозо» (Мafioso). 1962. Режиссер Альберто Латтуада. В главных ролях: Альберто Сорди, Норма Бенгелл, Габриэлла Конти

Мафиозо
Мафиозо

Яркий и глубокий фильм о мафии, который начинается как легкая комедия о сицилийских нравах, но незаметно переходит в жанр трагедии. Очень сильное и реалистичное кино, рассказывающее о мафии просто, без пафоса и романтики.

кадр из фильма "Мафиозо"
кадр из фильма "Мафиозо"

Возможно, именно за это Мартин Скорсезе включил «Мафиозо» в число 15 лучших гангстерский фильмов, снятых до 1970-х годов, оказавших на режиссера большое влияние. «Они возбуждали и провоцировали меня», - говорил Скорзесе, а ведь он и сам очень хороший рассказчик.

«Армия Бранкалеоне» (L'armata Brancaleone). 1966. Режиссер Марио Моничелли. В главных ролях: Витторио Гассман, Катрин Спаак, Джан Мария Волонте.

Армия Бранкалеоне
Армия Бранкалеоне

Сюрреалистическое фэнтези от Скарпелли! Абсурдный комедийный шедевр, в котором блестяще пародируются все навязанные литературой образы средневековья. Рыцари, прекрасные дамы, паладины, турниры, сражения, подготовка крестовых походов – романтический мир подан через призму нищеты, антисанитарии и убожества средневековья.

кадр из фильма "Армия Бранкалеоне"
кадр из фильма "Армия Бранкалеоне"

И, да не покажется это странным, смесь возвышенной романтики и фарса создают ощущение правды. Кстати, говорят, что термин «L'armata Brancaleone» до сих пор используется в Италии для определения группы случайно собранных, плохо организованных и совершенно бесполезных людей. Но таковые есть не только в Италии!

«Хороший, плохой, злой» (Il buono, il brutto, il cattivo). 1966. Режиссер Серджио Леоне. В главных ролях: Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Илай Уоллах.

Хороший, плохой, злой
Хороший, плохой, злой

Самый известный спагетти-вестерн в истории кино. Конечно, Серджио Леоне здесь превзошел сам себя. Но персонажей-то придумали Age & Scarpelli! Сотканный из противоречий «Злой» - хитрый, эгоистичный и свободолюбивый. Прямолинейный «Плохой» — самоуверенный и бессердечный наемный убийца со своим извращенным моральным кодексом.

кадр из фильма
кадр из фильма

Загадочный «Хороший» — благородный, рисковый и с чувством юмора. В вестернах очень важен сюжет, и Фурио Скарпелли придумал такую историю, что почти три часа экранного времени превращаются в один восхищенный вздох.

«Именем итальянского народа» (In nome del popolo italiano). 1971. Режиссер Дино Ризи. В главных ролях: Уго Тоньяцци, Витторио Гассман.

Именем итальянского народа
Именем итальянского народа

Драма о классовых противоречиях общества потребления. Как заметил один из героев картины - патологоанатом: «Из дерьма ты вышел и в дерьмо превратишься благодаря прогрессу». Замечательный тандем сценаристов - Адженоре Инкроччи и Фурио Скарпелли – сотворил такие искрометные и точные диалоги, что Витторио Гассману и Уго Тоньяцци ничего другого не оставалось, как блистать во всей своей актерской красе.

кадр из фильма
кадр из фильма

Хороши и многочисленные второстепенные персонажи, в которых нет ни капли совести. Они, словно черти из страшных сказок, постоянно путаются под ногами, вносят сумятицу и разрушают логику естественных человеческих взаимоотношений. Дино Ризи увеличивает противостояние двух мужчин до масштабов Крестового похода против погрязшего во лжи общества. А, как известно, на гражданской войне пленных не берут.

«Терраса» (La terrazza). 1979. Режиссер Эторре Скола. В главных ролях: Витторио Гассман, Жан-Луи Трентиньян, Марчелло Мастроянни, Стефания Сандрелли.

"Терраса"
"Терраса"

Не этим ли фильмом вдохновлялся Паоло Соррентино, снимая свою «Великую красоту»? А «Терраса», в свою очередь, взошла на размышлениях о «Сладкой жизни» Федерико Феллини и стала своеобразным продолжением картины самого Сколы «Мы так любили друг друга». Age & Scarpelli собрали на террасе одного из римских особняков шумную светскую компанию. Дамы улыбаются, кокетничают, беседуют. Мужчины заводят разговоры о прошлом, настоящем и будущем, некоторые даже спорят до драки. Но на самом деле, «их паровозики давно никуда не едут».

кадр из фильма
кадр из фильма

Все эти с виду успешные люди постарели быстрее своих красивых женщин. «- Кто вы по гороскопу? - Рыбы. - Под каким влиянием? - Под майонезом». Грустный взгляд на постаревших бунтарей, на очередное потерянное поколение, на переоценку ценностей. И молодые львы не сметут старых, так как молоды они лишь внешне.

Специально для группы МИК

Андрей Кокс

Спасибо, что дочитали до конца. Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно.

Смотрите вместе с нами фильмы и сериалы и делайте свой выбор в этом разнообразии жанров.

Расширайте свой кругозор вместе с нашим каналом, а мы рады будем расти вместе с вами ;))

Также напоминаю, что у нас есть страница в ВК - группа ИТФиС, где мы смотрим разнообразные фильмы и сериалы итальянского производства.