Найти тему
Леон Томс

Театр имени Ленсовета

Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета начал свою историю 19 ноября 1933 г. с премьеры спектакля «Бешеные деньги» по пьесе Островского А.Н., которая состоялась на Невском проспекте в доме бывшей Голландской церкви. Театр получил название Новый. Поскольку возник он как некий разряд творческой энергии артистов под руководством режиссера Исаака Кролля, являвшегося учеником В.Э. Мейерхольда. Первый успех спектаклей Нового театра, в которых участвовали Ксения Куракина, Михаил Розанов, Роман Рубинштейн, Александр Жуков, не остался незамеченным. Видные ленинградские театральные деятели оказали содействие многообещающим актерам в смене сценической площадки. В 1936 г. театр начал свою работу в Театральном зале А.И. Павловой на Троицкой улице (сегодня улица Рубинштейна, д.13), специально реконструированном для него.

На волне борьбы с «мейерхольдовщиной» и формализмом И. Кролль был уволен из театра, Новый театр возглавил Б.М. Сушкевич, выдающийся режиссер, артист и педагог. В театр он пришел с группой своих учеников. Являясь воспитанником К.С. Станиславского и Л.А. Сулержицкого, соратником М.А. Чехова и Е.Б. Вахтангова по Первой студии МХТ, новый режиссер привил театру мхатовские традиции. Спектакли нового театра отличала тонкая психологическая проработка характеров героев и культура сценографических решений. Рядом с режиссером работала его жена и соратница, писательница, режиссёр и актриса Надежда Бромлей.

Театр имел широкий и разнообразный репертуар, который дал возможность раскрыться талантам замечательных актёров. К театральной труппе присоединились Александра Корвет, Вера Будрейко, Александра Тришко, Цецилия Файн, Сабина Суйковская, Владимир Таскин, Юрий Бубликов, Александр Гюльцен и другие. Здесь также успели поработать в качестве драматических артистов Илья Рахлин и Аркадий Райкин.

Предвоенный период Новый театр завершил крупным спектаклем, премьера которого прошла в 1940 г., ставшим одной из ярчайших театральных легенд, «Перед заходом солнца» по драме Гауптмана Г. В нем Сушкевич сам сыграл роль Маттиаса Клаузена. Спектакль был сыгран в Ленинграде только семь раз. В 1940 г. театр отправился на гастроли на Дальний Восток, где его и застала война. В трудных походных условиях театральная труппа продолжала работать над новыми спектаклями, которые, в основном, были на военную тематику.

Вернулся в Ленинград театр осенью 1945 г. Театр расположился на Владимирском пр, д.12. В 1946 г. умер Сушкевич, но за свою жизнь он успел привести в Новый театр много учеников, лидером которых стала актриса Галина Короткевич. Несмотря на успех многих спектаклей, труппу Нового театра лихорадило, практически каждый сезон менялись главные режиссеры. Театру нужна была новая творческая идея, и она появилась с приходом знаменитого режиссёра-парадоксалиста, художника, основателя театра комедии, Николая Павловича Акимова. В это время Новый театр получил новый заряд энергии. Сочетание необычного режиссёрского и художественного видения Акимова прекрасно выученной Сушкевичем театральной труппой дало интересные результаты. На сцене появился первый мюзикл «Весна в Москве» В. Гусева. Новую жизнь обрели забытые произведения драматической сатиры, такие как «Дело» А.В. Сухово-Кобылина, «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1960 г. на должность главного режиссера был назначен И.П. Владимиров, который стал подлинным лидером труппы. За короткое время Владимирову удалось обновить труппу и придать театру неповторимый облик. Для учеников-выпускников в 1974 году была специально открыта Малая сцена.

С 1966 г.с постановки «Трехгрошовой оперы» в театре начал сформировываться особенный синтетический жанр, состоящий из эксцентрики и гротеска, публицистики и лиризма. На сцене театра в разные времена пробовали свои силы такие режиссеры, как Г. Опорков, Н. Райхштейн, С. Спивак, А. Морозов, Т. Казакова, Г. Тростянецкий. На этой сцене играли такие известные широкой публике актеры, как Георгий Жженов, Михаил Боярский, Ирина Мазуркевич, Елена Соловей и многие другие.

В 1996 году директором театра стал В.Б. Пази, который сохранил традиции труппы и расширил ее возможности. Для постановок Пази привлекал лучших российских режиссёров: Михаила Бычкова, Геннадия Тростянецкого, Василия Сенина, Владимира Петрова. Пази пригласил в труппу режиссера Юрия Бутусова, выпускника Театральной академии. Вместе с ним в театр пришли юные артисты, ставшие впоследствии знаменитыми: К. Хабенский, М. Пореченков, М. Трухин, А. Зибров. Спектакли театра стали участниками престижных зарубежных и российских фестивалей. Театр успешно гастролировал по России, Германии, Франции, Италии, Швеции и др. странам мира.

После смерти В. Пази в 2006 г. театр снова оказался в трудном положении. Зрительский успех постановки «Испанская баллада» по Л. Фейхтвангеру позволил театру Ленсовета пригласить его постановщика, Г. Стрелкова, на должность главного режиссёра. С февраля 2011 г. главным режиссером стал Ю.Н. Бутусов.

Несмотря на заслуженный для театрального коллектива возраст, театр верит в собственные силы, по-прежнему надеется оставаться интересным зрителям, быть полным кипучей творческой энергии, не бояться поисков и совершать открытия.