Найти тему

"Духовные самоцветы народа": колокольные звоны 1974 и 1976 годов в записи Александра Ярешко

11 сентября 2020 года исполнилось бы 77 лет Александру Сергеевичу Ярешко, человеку, оставившему потомкам колоссальное культурное наследие - десятилетия его экспедиций позволили сохранить в аудиопамяти фольклорное и духовное творчество разных регионов СССР и России.

Александр Сергеевич Ярешко (1943-2018) являлся доктором искусствоведения, академиком Российской Академии естествознания, лауреатом премии им. академика Д.С. Лихачева, профессором СГК имени Л. В. Собинова. Он был членом экспертных комиссий по приёму колоколов на возрождённый храм Христа Спасителя, Свято-Троицкой Лавры, сам исполнял звоны на торжественном праздновании юбилея Москвы в Лужниках, а также при посещении Патриархом Всея Руси Алексием II юбилейных торжеств в Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Астрахани, Саратове, Краснодаре, Екатеринбурге и других городах...
Александр Сергеевич Ярешко (1943-2018) являлся доктором искусствоведения, академиком Российской Академии естествознания, лауреатом премии им. академика Д.С. Лихачева, профессором СГК имени Л. В. Собинова. Он был членом экспертных комиссий по приёму колоколов на возрождённый храм Христа Спасителя, Свято-Троицкой Лавры, сам исполнял звоны на торжественном праздновании юбилея Москвы в Лужниках, а также при посещении Патриархом Всея Руси Алексием II юбилейных торжеств в Ростове-на-Дону, Чебоксарах, Астрахани, Саратове, Краснодаре, Екатеринбурге и других городах...

Сегодня, при поддержке ректора СГК имени Л. В. Собинова Александра Германовича Занорина, в Саратовской консерватории проводится работа по оцифровке бобинного и кассетного архива кафедры народного пения и этномузыкологии.

Александр Германович Занорин, ректор СГК имени Л. В. Собинова
Александр Германович Занорин, ректор СГК имени Л. В. Собинова

Благодаря этому мы имеем возможность поделиться с вами уникальными записями Александра Сергеевича Ярешко. Это два колокольных звона, которые он записал в 1974 и 1976 годах в Астрахани и Туле соответственно.

Записав в 1974 году колокольный звон в астраханской Покровской церкви, потом в последующие 3 десятилетия Александр Сергеевич Ярешко посещал ту церковь и обновлял информацию о звонарях и звонах. Таким образом, он наблюдал за сохранением традиции звонарями молодого поколения. Александр Сергеевич говорил, что этот тип звона, который был у старого звонаря, сохранился уже на протяжении 30 лет. Прозвучавший первым астраханский звон - из серии так называемых красных звонов. Южную традицию Александр Ярешко характеризовал как подвижную. Звон яркий, красочный, идёт быстрый перебор зазвонных колоколов, когда ярко, виртуозно звучит верхний регистр.

Народные песни и колокольные звоны Александр Сергеевич Ярешко называл "духовными самоцветами народа". Он считал их неиссякаемым и вечным родником творчества и духовной жизни народа. Об этом он пишет в сопроводительной статье к серии "Колокольные звоны и народные песни "Золотого кольца" России" (она вышла в 1991 году и состояла из 2 пластинок).

Александр Сергеевич Ярешко (на скамье в центре) является автором свыше 150-ти научных и научно-методических публикаций, книг, фольклорных сборников, альбомов, грамзаписей, аудиодисков. Он является инициатором и организатором проведения шести конференций и издания шести выпусков сборников научных статей памяти Льва Львовича Христиансена "История, теория и практика фольклора". В 1998 году Александр Сергеевич принял участие в Международном фестивале искусств в Бельгии, где выступал с докладом о русском колокольном искусстве и был награждён дипломом
Александр Сергеевич Ярешко (на скамье в центре) является автором свыше 150-ти научных и научно-методических публикаций, книг, фольклорных сборников, альбомов, грамзаписей, аудиодисков. Он является инициатором и организатором проведения шести конференций и издания шести выпусков сборников научных статей памяти Льва Львовича Христиансена "История, теория и практика фольклора". В 1998 году Александр Сергеевич принял участие в Международном фестивале искусств в Бельгии, где выступал с докладом о русском колокольном искусстве и был награждён дипломом

Он видел в колоколах объединяющую силу. Уникальность его работы по сбору колокольных звонов в том, что он сумел объездить всю страну в годы СССР, когда колоколов сохранилось не так много. Он с искренней горечью говорил: "Стоят как бойницы эти пустые глазницы колоколен по России". С 1970-х годов с портативным магнитофоном записывая звоны, общаясь со старыми потомственными звонарями, в период своих отпусков он проехал почти всю Россию. Порой находил небольшие кладбищенские церкви, до которых ещё, как подчёркивал Александр Сергеевич, не добрались руки, чтобы уничтожить колокола.

-5

Работа по сбору Александром Сергеевичем Ярешко колокольных звонов обрела известность во всероссийском масштабе после выхода книги "Колокольные звоны России" (1992 год, издательство Глаголъ). Тогда её издали тиражом в 50 000 (!) экземпляров. Она стала на тот момент итогом его 20-летнего опыта по записи и изучению колокольных звонов.

-7

Народная артистка России, профессор кафедры народного пения и этномузыкологии СГК имени Л. В. Собинова Елена Андреевна Сапогова вспоминает Александра Сергеевича Ярешко...

- Для меня было счастьем, что я, поступив в консерваторию, встретила таких изумительных людей как Лев Львович Христиансен и Александр Сергеевич Ярешко. Когда я пришла, шёл 1967 год, Александр Сергеевич уже учился на 2 курсе историко-теоретического факультета и Лев Львович пригласил его на наше отделение. Тогда кафедры народного пения и этномузыкологии ещё не существовало, а было отделение хормейстеров народного хора при кафедре академического дирижирования. Лев Львович пригласил Александра Сергеевича преподавать начинающим студентам. У нас, у первого курса, он вёл элементарную теорию музыки. В те времена нас воспитывали в почитании своих педагогов. Несмотря на то, что мы с Александром Сергеевичем были почти одного возраста, я воспринимала его как истинного педагога.

- Я занималась у него индивидуально, и ко мне с его стороны отношение было отцовское. Я была счастлива тем, что меня окружали такие люди. И в целом в консерватории, когда я училась, все педагоги были настолько человечны!

Александр Сергеевич Ярешко играет на альте в оркестре (слева от дирижёра)
Александр Сергеевич Ярешко играет на альте в оркестре (слева от дирижёра)

- А ещё, он же играл на альте в студенческом оркестре консерватории. Я помню, всегда приходила на их концерты и для меня было такое счастье, когда я видела как выходит Александр Сергеевич с альтом, такой трогательный человек. И я сижу на концерте и думаю: "Вот, а я у него учусь". Для меня это была гордость.

- Он, как никто другой, стал продолжателем дела Льва Львовича. Александр Сергеевич Ярешко был очень достойной сменой Льва Львовича Христиансена. Он трепетно хранил и передавал нам его традиции.

Материал подготовили Аслан Антонов и Динара Шониёзова, при поддержке Алевтины Анатольевны Михайловой, доктора искусствоведения, профессора кафедры народного пения и этномузыкологии СГК имени Л. В. Собинова. Фото: личный архив Александра Сергеевича Ярешко, Аслан Антонов, Анастасия Белова