Всемирно известная британская рок-группа «Deep Purple» за свою трудовую биографию записала всего пять убойных альбомов – это «Deep Purple In Rock», «Fireball», «Machine Head», «Burn» и «Stormbringer». Все, что музыканты группы сделали помимо них, я не могу считать музыкой «высших сфер»
Со мной можно спорить сколько угодно, но от своего мнения я не отступлюсь – «Deep Purple» записали всего 5 потрясающих альбомов, а все остальное – это просто трэш. Причем трэш не в смысле музыкального стиля, а это музыка, сделанная на коленке для того, чтобы заработать деньги.
Итак, какие альбомы я считаю убойными? Это «Deep Purple In Rock», «Fireball», «Machine Head», «Burn» и «Stormbringer». Первые три студийных творения с Эвансом и Симпером были только генеральной репетицией, но не в плане выработки стиля – стиль в тот период так и не был выработан – а в плане знакомства с музыкальной индустрией и накапливания аудитории фанатов. Эванс со своим вокалом а-ля Элвис Пресли никак не вписывался в концепцию хард-рока, которую хотел реализовать главный действующий «механизм» - гитарист Ричи Блэкмор. А Симпер со своей бас-гитарой был скорее ритм-энд-блюзовым музыкантом. В общем, избавившись от этого груза, Блэкмор наконец смог поставить первый кардинальный эксперимент.
Прорыв произошел внезапно, когда Блэкмор как-то выпал из автомобиля и сильно ударился головой об асфальт. Случилось это в конце лета 1969 года, когда группа уже записала с новым вокалистом Иэном Гилланом и басистом Роджером Гловером первую песню нового состава – «Hallelujah». Но песня эта была в старом стиле, и даже мощный вокал Гиллана не был бы реализован, если бы с Блэкмором не случилась эта неприятность. Он ударился башкой, и в этой башке мгновенно зародилась композиция под рабочим названием «Ricochet», которая чуть позже воплотилась в самый убойный хит всех времен и народов – «Speed King».
Ну а там понеслось и поехало – хиты стали выходить из-под пера один за другим, и к февралю 1970 года в студии было записано около 15 композиций, семь из которых вошли в новый альбом группы «Deep Purple In Rock». Это была потрясающая пластинка, и даже сегодня она слушается вполне современно. Исключение составляет «затрапезное» звучание органа Джона Лорда, но на пластинке оно все же вписано в кружево мелодии великолепно, и замены ему нет.
Следующий альбом, «Fireball», был готов в следующем, 1971 году, но он продемонстрировал, что зубодробительный пыл у музыкантов несколько угас. Нет, все композиции великолепны, даже шутливый «народный» шлягер «Anyone's Daughter» сыгранный под пианино, хоть и не вписывался в стиль альбома, но все же лишним не был. Для пластинки было записано 10 песен, из которых на нее снова вошло всего семь. Две «лишние» композиции вышли на сингле, а третья завалялась до 1985 года, пока не вышла на двойном сборнике.
В отличие от энергичного почти во всех композициях «Ин Рока», «Файербол» преподнес расслабленную музыку, где даже жесткие риффы подавались в замедленном темпе. Исключением является заглавная «Fireball», но и тут Блэкмор предъявил фанатам сюрприз, отказавшись играть соло, и предоставив эту честь Гловеру и его бас-гитаре.
В декабре 1971 года «Deep Purple» совершили новый поворот – они записали 8 композиций, из которых на пластинку, вышедшую в марте 1972-го, снова вошло только 7. Диск назывался «Machine Head», и он стал самым коммерчески успешным творением группы. Прежде всего знаменит он тем, что включал в себя хит всех времен и народов – «Smoke on the Water». Следует сказать, что только на этой песне музыканты группы того состава заработали по сей день больше, чем на всех своих пластинках вместе взятых. Эта композиция стала самым настоящим брендом, который имеет чуть ли не миллиардную стоимость.
Однако альбом этот еще меньше напоминал «Ин Рок», так как Блэкмор сильно изменил стиль игры. Вместо низко стелящейся и по жестяному ревущей ритм-гитары, выступавшей на передний план, он сосредоточился на соло-пассажах, а весь рисунок композиций доверил производить Лорду и Гловеру.
Однако тут запал Блэкмора закончился, и перед расставанием с Гилланом и Гловером он успел сочинить только один хит – «Woman from Tokyo», который в 1973 году вошел на очередной альбом «Who Do We Think We Are». Ну, альбом этот получился совершенно безликим, поэтому мы его тут рассматривать не будем.
Очередной прорыв произошел, когда в группу пришли сразу два вокалиста – Дэйвид Ковердейл и Гленн Хьюз, последний оказался еще и прекрасным басистом, правда, он играл в совершенно другом стиле, к року имеющем очень мало отношения. Впрочем, Блэкмор снова взялся за голову, и помимо прекрасных мелодий снова продемонстрировал доминирование своей гитары над всеми другими инструментами.
В 1973 году было записано 9 композиций, правда, на диск «Burn», вышедший в 1974 году, вошло только 8. Этот диск получился настоящим шедевром хард-рока, и хотя Хьюз каждую песню озвучивал своей бас-гитарой в стиле белый соул, но в паре с блэкморовской громобойной гитарой это давало новый, невиданный прежде эффект. Пластинка получилась очень боевой, и на ней практически все песни – шедевры. «Burn» стал вторым коммерчески успешным диском группы, а мощный блюз «Mistreated» стал одним из мировых хитов.
Менеджмент группы потребовал ковать железо, пока горячо, и выпустить в том же, 1974-м году новый диск. Блэкмор было заартачился, так как у него уже появилась мысль покинуть группу и заняться сольной деятельностью, но, тем не менее, он выдал несколько хитов, главным из которых на новой пластинке «Stormbringer» стал «Soldier of Fortune». На этот раз все девять композиций попали на альбом, который вышел заметно мягче, чем предыдущий «Burn», но, тем не менее, продемонстрировал, что группа в своем расцвете.
Релиз альбома состоялся в ноябре 1974 года, и этот год стал последним шедевром в творческой биографии группы. В 1975-м вышел «Come Taste The Band» с новым гитаристом, но этот альбом хорош только с некоторых точек зрения, а не со всех, потому в мой топ и не попал.
Впоследствии был распад группы, потом снова ее соединение, смены составов и 12 новых дисков, но ни один из них не был таким успешным, как 5 перечисленных мной. И если в период в 1970 по 1974 годы «Deep Purple» занимались исключительно творчеством, то с 1975 года и по сей день они просто делают свою работу. Может быть они делают ее хорошо, но, тем не менее, ни одного шедевра за последующие 46 лет они уже не выдали.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Deep Purple «Made in Europe», 1976 г. ~ прощальный привет Блэкмора в компании с Ковердейлом и Хьюзом
Как записывался альбом Deep Purple «Burn» ~ вершина хард-рока 70-х. Некоторые факты
Как Ричи Блэкмор стибрил у Кена Хенсли рифф для песни «Rat Bat Blue»
«Purple Storm» - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео