Найти в Дзене
Даруль Фикр

А вы знали сколько раз перестраивалась Кааба 🕋?

Оглавление

История священной Каабы – это не просто интересное повествование о нашем прошлом и становлении Ислама.

Как мы и рассказывали в предыдущем посте, Кааба – символ, объединяющий мусульман всего мира независимо от того, где бы они ни находились и на каких языках они не говорили. Она связывает нас с нашим прошлым и напоминает нам, мусульманам, о нашем общем наследии. Это – символ единства, в котором мы нуждаемся.

На протяжении многих лет она подвергалась природным и техногенным катаклизмам в последствии которых, она нуждалась в реконструкции.

За все время существования человека на земле, Кааба строилась аж 4 раза, что единогласно признается всеми учеными (относительно пятого раза существуют определенные разногласия).

Первое строительство

Первый раз Каабу, как уже было изложено, построил по велению Всевышнего Аллаха, пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилем (мир им). Сообщение об этом содержится в Коране и в достоверной Сунне.

Сказано в Коране:

«Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы): «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты-Слышащий, Знающий». [1]

Что касается отражения этого вопроса в Сунне, то здесь можно сослаться на множество сообщений, в частности на то, что передал аль-Бухари от ибн Аббаса:

«Потом (Ибрахим) сказал:

«О Исмаил, поистине, я получил от Аллаха одно веление».

(Исмаил) сказал:

«Делай, что повелел тебе твой Господь».

Он спросил:

«А ты помо-жешь мне?»

(Исмаил) сказал:

«Я помогу тебе».

Тогда (Ибрахим) сказал:

«Поистине, Аллах велел мне построить здесь дом»

И указал на холм, возвышавшийся вокруг. После этого они заложили основы этого дома: Исмаил стал носить камни, а Ибрахим строить. Когда же были возведены стены, (Исмаил) принёс и поставил этот камень для (Ибрахима), который встал на него и продолжал строить, Исмаил же подносил ему камни, и они говорили:

«Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты - Слышащий, Знающий» [2].

Аз-Заркаши из «Истории Мекки», составленной аль-Азракы передает о том, что Ибрахим сделал Каабу без крыши высотой в семь локтей, длинной в тридцать локтей и шириной в двадцать два локтя [3]. Ас-Сухайли передает, что высота Каабы была в девять локтей [4].

Второе строительство

Второе строительство — упомянутое строительство курайшитов, в котором участвовал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Бухари сообщает, что они сделали высоту Каабы в восемнадцать локтей, длину уменьшили на шесть с лишним локтей [5].

Известно высказывание Пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращенное к Аише, которое приводят аль-Бухари и Муслим:

«О 'Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить Каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери - восточную и западную, (и перестроил бы ее на основе) на фундаменте (заложенном) Ибрахима» [6]

Третье строительство

В третий раз Кааба была отстроена после пожара, случившегося в конце шестьдесят третьего года по хиджре во время нападения на Мекку войск Шама под предводительством Язида ибн Му'авии – вследствие осады Мекки, правителем которого был в то время А6дулла ибн аз-Зубайр, по приказу Язида и под командованием аль-Хусайна ибн ан-Нумайра ас-Сакуни.

Kааба была обстреляна из катапульт, вследствие чего, Дом был разрушен и в нём произошел пожар. Ибн аз-Зубайр не трогал Дом до тех пор, пока люди не пришли, чтобы совершить хадж, так как он хотел настроить людей против войск Шама. Он сказал им:

«О люди! Дайте мне совет относительно Каабы: снести ли нам ее и перестроить, или только исправить повреждения, от которых она пострадала?»

Ибн 'Аббас сказал ему:

«У меня есть мнение по этому поводу. Тебе нужно перестроить Дом таким, каким он был, когда люди стали мусульманами и был послан Пророк, и следует оставить те камни, которые были тогда».

Ибн аз-Зубайр сказал:

«Если у кого-нибудь сгорит дом, он не успокоится, пока не перестроит его. Что же говорить О Доме Аллаха? Я буду взывать к моему Господу в течение трех дней, а потом сделаю то, что решу».

Когда три дня прошли, он решил снести Каабу. Они снесли Дом до уровня земли. Ибн аз-Зубайр обнес это место занавесками, свисающими со столбов для того, чтобы Дом был покрыт, пока здание не будет воздвигнуто.

‘Абдулла ибн аз-Зубайр добавил недостающие шесть локтей в длину, увеличил высоту на десять локтей и сделал две двери в соответствии с упомянутым хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует [7].

Четвёртое строительство

В четвертый раз перестройка Каабы произошла после смерти ибн аз-Зубайра. Передал имам Муслим со своим иснадом от 'Ата:

«Когда аз-Зубайр был убит, аль-Хаджадж написал 'Абдуль-Малику ибн Марвану, спрашивая его о Доме, и сообщил ему, что ибн аз-Зубайр добавил к Дому пристройку сзади, следуя мнению авторитетных жителей Мекки.
Абдуль-Малик написал в ответ:
«Мы не согласны с действиями ибн аз-Зубайра. Что касается высоты Каабы, оставь ее как есть. Что касается того, что он добавил аль-Хиджр, снеси его. Перестрой Дом таким, каким он был раньше и запри дверь».
Так что, аль-Хаджадж снес Дом и перестроил его таким, каким он был раньше» [8].

Так же передаётся, что в последующем халиф ар-Рашид решил вновь перестроить Каабу и сделать ее такой, какой ее построил ибн Аз-Зубайр, однако Малик ибн Анас предостерег его:

«Я заклинаю тебя, о повелитель правоверных, не делать этот Дом игрушкой в руках правителей, которые будут после тебя перестраивать его по своему желанию, и тогда исчезнет почтение к нему из сердец мусульман».

Таким образом, имам смог переубедить халифа [9].

Мы затронули историю четырех построек Каабы, относительно которых нет разногласий. Что касается пятой постройки, вызывающей разногласия у ученых, то речь идет о строительстве Каабы Адамом, мир ему. Наиболее ясный хадис об этом – то, что передал Аль- Байхакы:

«Послал Всевышний Аллах Джибриля, мир ему, к Адаму и Хаве и передал им:
«Постройте храм для Меня»...
Когда же они построили его, Аллах внушил ему совершать обход вокруг него, и было ему сказано:
«Ты — первый из людей, а это — первый из Домов».
По прошествии веков, к Дому совершил паломничество Нух, мир ему, а затем, по прошествии веков, Ибрахим, мир ему, поднял основы этого Дома».

Затем аль-Байхакы пишет:

«Этот хадис передавал исключительно ибн Лахий'а», известно, что он является слабым передатчиком и не следует использовать его хадисы в качестве довода. Существует много хадисов с похожим смыслом, однако этот, переданный аль-Байхакы, а также другие хадисы, переданные на эту тему, являются слабыми. Также высказывалось мнение о том, что первым строителем Каабы был Шис, мир ему.

Таким образом, если опираться на слабые версии этих хадисов, Кааба перестраивалась пять раз за всю свою историю.

Однако, лучше опираться на то, в чем нет сомнения, а именно – на версию о четырехкратном строительстве Каабы, о чем было изложено выше. А что касается всего остального, то в этом вопросе следует полагаться на знания Аллаха (если не считать случаев, когда в Каабе проводились ремонтные работы).

[1] «Аль-Бакара / Корова», 2:127

[2] Передал аль-Бухари в «Книге рассказов о пророках».

[3] См. книгу аз-Заркаши «И’ляму ас-Саджид», стр. 46.

[4] См. книгу «‘Уюну-ль-Асар» т. 1 стр. 52.

[5] Передал аль-Бухари в «Книге Хаджа» в разделе «Достоинства Мекки» (также см. книгу аз-Заркаши «И’ляму ас-Саджид», стр. 46).

[6] Хадис передали Бухари и Муслим, версия аль-Бухари.

[7] См.: «‘Уюну-ль-Асар» автор ибн Сейид ан-Нас (1/53); а также книгу аз-3аркаши «И’ляму ас-Саджид», стр. 46. Хадис передал Муслим (2/69; раздел: «Разрушение Каабы и о его построении»). В сообщении ат-Табари и других говорится о том, что причиной пожара Каабы стала искра от костра, который был разожжен вокруг нее (см. «История ат-Табари», т. 5, стр. 498).

[8] Муслим: 4/99.

[9] Это по версии комментариев двух достоверных сборников, имама ан-Навави и Ибн Хаджара то, что выразивший желание перестроить Каабу был халифа ар-Рашид, а в книгах «‘Уюну-ль-Асар» «И’ляму ас-Саджид» упоминается что им был Абу Джа'фар аль-Мансур. Известно, что имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, жил в эпоху обоих. Поэтому возможны варианты.