В данной статье мы рассмотрим рациональное и иррациональное начала в культуре на примере Англии и Германии.
Вряд ли можно говорить, что в одних странах культура рациональна, в других – иррациональна. Здесь дело - в соотношении рационального и иррационального начал. Любое общество стремится к балансу буквы и духа, чисел и чувств, таблиц и рисунков. Это стремление к равновесию рационализма и иррационализма и составляет если не основу, то значительную часть культуры, являясь её прикладной частью.
Англия
Культура Англии является примером преобладания иррационализма, причём примером ярким. В Англии действует общее право, рождённое не путём кодификации всех законов и отраслей права, а созданное на основе прецедентов.
В Англии феодальной раздробленности не было: все выступали против короля единым фронтом. В 1215 году написана Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum)– свод требований знати к королю Иоанну Безземельному. Из 63 статей (в редакции 1225 года) четыре статьи действуют до сих пор:
- 1-я – свобода церкви и утверждение монархом вольностей;
- 9-я - права Лондона;
- 29-я- недопустимость незаконного ареста, лишения прав свободного человека и недопустимость отказа в в «суде и справедливости»;
- 37–я– распространение вольностей на подданных и лиц, зависящих от монарха.
Поэтому данные статьи (а значит, и сама хартия) являются старейшей частью некодифицированной конституции Англии.
Закономерным развитием идей данной хартии служат появление английского парламента 1265 году и рождение идей либерализма в трудах Джона Локка и Томаса Гоббса.
Как видим, в иррациональной английской культуре наблюдается особая связь со временем. Эта связь выражается в сохранении многих обычаев и законов.
Что мы прежде всего вспоминаем, когда слышим слово «Англия»? Двухэтажные красные автобусы и Биг Бэн. В английской культуре явно выражено стремление к рационализму, отсюда и Биг Бен (точнее, часы, окружающие его), и традиция пить чай в 5 вечера.
Стремление к точности - своеобразная изнанка английского консерватизма. Получается, что рационализм и иррационализм – культурные отражения, дополняющие друг друга. Чем больше одного, тем меньше второго, и наоборот.
Германия
Германия же является страной с преобладанием рационального начала. Откуда же взялся немецкий рационализм? Скорее всего, решающую роль в это сыграла раздробленность, затянувшаяся до 1870-х гг. Сосуществование десятков государств с одним языком, помимо прочего, порождало и конкуренцию на всех уровнях. Именно в затянувшейся раздробленности ковались немецкий прагматизм и пунктуальность. Отсюда же исходит равномерное развитие всей страны и отсутствие противостояния между «центром» и «периферией». По сути, культурная раздробленность в Германии сохраняется: каждая земля является «государством в государстве».
Отсюда следует, что немецкая культура стремится к иррационализму и в целом - к философии. Отсюда берут свои истоки «Фауст» и немецкая классическая философия, родоначальником которой и стал Иммануил Кант. Одной из основ немецкой классической философии является деление на тёмное дионисийское (хаос) и светлое аполлоническое (порядок) начала в культуре. Данное деление придумано Шеллингом и развито Фридрихом Ницше, который справедливо замечает, что равновесие этих начал было нарушено ещё Сократом и Платоном. С тех пор европейская культура стремится к излишнему рационализму и потребности загнать всё в рамки.
Само творчество Ницше является результатом этой склонности европейской культуры. Впрочем, глупо объявлять Ницше предтечей нацизма: в событиях, которые произошли через несколько десятилетий, его вины нет.
Итоги
Помните, что склонность к недостающей части культуры, строго говоря, не является масштабным развитием культуры как таковым, а служит лишь путём к утраченному равновесию. Сам по себе этот путь порой даёт впечатляющие результаты. Например, в США после принятия закона «О контроле над насильственной преступностью» в 1994 году только уровень убийств к концу правления Клинтона снизился в 1,5 раза –образцовый показатель для развитой страны.
И всё-таки настоящее полномасштабное развитие начинается тогда, когда равновесие восстановлено, когда нет противоречий между «физиками» и лириками», между таблицами и поэмами. Тогда и начинается культурный и технологический скачок и появление гениев наподобие Леонардо да Винчи или Николы Теслы.
Спасибо за внимание!
Также напоминаю, вы можете предлагать новые темы для канала. Чтобы "ваша" статья точно оказалась на канале или если вам требуются консультации о мироустройстве, призвании, философии и т.д., пишите в личном порядке.
Искренне ваш,
Максим Матвеев