Недавно "Российская газета" написала про исследование британского ученого Дипака Шривастава из Королевского колледжа Лондона. Он изучал, когда появляются различия в головном мозге аутистов и здоровых людей.
Наука считает, что причины аутизма связаны с определенными генами, однако механизм заболевания пока непонятен. Открытие британского ученого может стать очень важной для понимания причин аутизма.
При желании ознакомьтесь с данной публикацией в РГ. А я хочу с вами поделиться беседой с девочкой-студенткой, которая проходила практику и занималась с такими детишками.
Олеся Алифирова – студентка третьего курса факультета "специальная педагогика и психология" одного из московских вузов.
"Аутисты – это очень интересные дети, которые не воспринимают человека как личность и человека в общем", - рассказывает девушка. Действительно, ребенка с таким заболеванием отличают проблемы с общением, повторение действий, ограниченность интересов. Обычно родители замечают это в течение первых двух лет жизни ребенка.
Первого ребенка-аутиста Олеся увидела, когда была маленькой. "У нашей соседки была дочка с такой болезнью. Насколько я знаю, ее научили разговаривать, считать, писать. Но аутизм никуда не делся, что еще раз доказывает, что он не лечится", - рассказывает студентка.
Аутисты не видят нас, но видят то, что не видим мы
"Следующие мои аутисты появились, когда я стала учиться в вузе и пошла на практику. И я лично убедилась в том, что везде пишут: аутисты не воспринимают человека, как человека и вообще отречены от мира живого. Они смотрят сквозь тебя. Как будто тебя перед ними нет", - передает свои впечатления Олеся.
"Еще странно что, они могут видеть то, чего не видим мы", - добавила она. Так, один мальчик, с которым она занималась, "все время наблюдал за углом, водил глазами, как будто там что-то есть". Но в том углу ничего не было…
Был в практике Олеси очень смешной случай. Девушка занималась с пятилетним мальчиком. "Он пришел в кабинет, я ему говорю: "Привет". Он глянул не на меня, а в окно и прошел мимо. Сел на свое привычное место. Казалось, что он уже понимал, что я сейчас пристану к нему с тем же самым заданием, с которым к нему уже очень давно пристают", - рассказывает Олеся.
«Малыш написал две буквы, и нужно было продолжать. Но он совсем не хотел. За окном был дождь, он наблюдал. Я ему говорю: "Делай, делай, делай. Закончим. Делай», - повествует студентка.
"И вдруг он впервые посмотрел на меня и сказал: "зае..ла"... Я выпала, руководитель практики выпала. Моя коллега выпала. А он так и ничего не стал делать, потому что не хотел", - подытожила Олеся.
Чем можно привлечь внимание аутиста?
По словам Олеси, такие детишки могут обращать на кого-либо внимание только тогда, когда им что-то нужно. "У меня игрался пятилетний малыш мягкими кубиками. Наблюдаю за ним, он строит что-то типа дуги. Успешно построил, причем ровную, хорошую. А потом стал на эту дугу громоздить башню, и кубики постоянно падали. Но ребенок упорно, раз 15 точно, ставил кубик обратно", - рассказывает студентка.
"Потом подходит ко мне со словами: "кубик". Дает понять, что я должна его поставить. Я говорю ему: "Не буду". Он твердо и настойчиво: "Кубик". И тянет меня. Я ему поставила и говорю: "Он же все равно упадет". Он в ответ: "Кубик". Я поставила кубик еще раз. Он еще долго мучил меня этим кубиком. Потом я разрушила его башню, притворившись, что случайно это сделала. После чего малыш переключился на другую игру", - говорит Олеся.
Как аутист сделал комплимент
"Это было для меня настолько удивительным случаем, что я потом еще несколько дней не могла отойти от шока. Этот мальчик был совсем не заинтересован ни в чем", - вспоминает девушка.
"Мы рисовали. Он смотрел на мою одежду, потому что любил разглядывать меня и мои вещи. Если аутист смотрит на тебя, то он смотрит только на то, что на тебе ему кажется красивым. Допустим, какой-то предмет одежды. Поэтому к аутистам на занятия, желательно, деловой стиль без каких-либо левых штук, даже цветные ногти не рекомендуется иметь, чтобы дети не отвлекались от занятий", - поясняет Олеся.
"Так вот, малыш смотрит на меня, я в этот момент что-то заполняла, и говорит: «Глаза цвета неба»... Это удивительно, поскольку, кажется, что он обратил на меня внимание, как на человека, что не свойственно аутистам", - поделилась впечатлением девушка.
Как аутисты относятся к родителям
Еще одной интересной особенностью аутистов является их не привязанность к родителям. "Они не воспринимают даже мать. Вообще бывают случаи наоборот, что аутист привязан только к матери. Но в основном они не воспринимают ни отца, ни мать. И относятся к ним, как и ко всем остальным людям, которые им не знакомы, что очень расстраивает мать. Из-за этого женщина имеет потом психологическую травму", - делится наблюдениями Олеся.
При этом привязанность к матери, о которой сказала девушка, проявляется в том, что когда мать отходит, дети начинают чувствовать страх. "И им постоянно рядом нужна мать. Мать как ориентир. И в роли такого ориентира может выступать только мать. На данный момент науке известны только такие случаи: либо мать как ориентир, либо никто", - рассказывает студентка.
Она добавила также, что часто дети-аутисты даже не используют слово "мама".
Почему к аутистам нельзя обращаться по имени
"Инструкция для детей с нарушениями интеллекта должна быть очень короткой. А для аутиста она должна быть короткой только потому, что он тебя не воспринимает. При этом у него может быть абсолютно никаких нарушений интеллекта. Ты как диктофон работаешь", - рассказывает девушка.
Поэтому на занятиях к детишкам-аутистам не рекомендуется обращаться по имени, потому что уже будет длинное предложение. Им нужно давать четкую инструкцию, чем короче, тем лучше.
"Вот допустим, дошкольник должен написать строчку какой-либо буквы. Ему нужно говорить: "Пиши А". Нельзя говорить: "Давай, напишем …" Ну знаешь, как обычно к деткам, обращаются…", - отметила Олеся.
Она говорит, что сначала часто ошибалась. "Пока мне тысячу раз дефектолог не треснула по лбу и не сказала, что нельзя к ним так обращаться, сюсюкаясь. Нужна только короткая инструкция. Максимально короткая, которую можно повторить сто раз. При этом не надо называть ребенка по имени и говорить ему «ты», потому что этого аутисты тоже не понимают", - пояснила студентка.
Как играют аутисты
По словам Олеси, такие детки очень интересно играют. "У них своеобразная игра. Например, если понаблюдать за обычными детьми, то можно заметить, что у их игры есть какой-то определённый сюжет. Допустим, здоровые малыши возят кубики в машинке. А вот дети аутисты придумывают то, что мы понять не можем", - рассказывает студентка.
"Например, ребенок-аутист будет тыкать уголками кубиков друг в друга. К чему это, зачем? Это его может сначала веселить, потом он кубики отложит, подождет минутку и опять продолжит", - поделилась наблюдениями девушка.
Аутисты боятся зеркал
Олесе не довелось наблюдать реакцию ребенка-аутиста на зеркало, но из лекций она запомнила, что такие детки боятся своего отражения в зеркале. Зеркал в центре, в котором она практиковалась, не много. Она также обратила внимание, что ребенок, с которым она занималась в кабинете, где было небольшое зеркало, ни разу в него не заглянул. Тогда как обычным детям интересно себя разглядывать.
"Директор центра, где я проходила практику, рассказывала, что один мальчик-аутист, проходя мимо зеркала в коридоре, всегда плакал. Посмотрит в зеркало и плачет. И, конечно, потом малыша ограждали от "встречи" с зеркалом", - вспоминает Олеся.