Отдельные религии утверждают, что после того, как человек умер, душа существует. В буддизме же, наоборот. Нет тела-нет души. «Кто-то» или «что-то» существует здесь в реальном времени. Возьмём человека. Пока он жив, он существует. Когда он умрёт, то появится новый человек у которого новейшее сознание. Этот процесс можно сравнить с фильмом в кинотеатре. На экране он демонстрируется, но в реальности он отсутствует. Получается, что фильм-это иллюзия. Так и с личностью. Она тоже иллюзорна. Получается, что перерождение души по буддийским верованиям, отсутствует. Существует лишь безначальный поток ума. Причём в новом теле.
Как доказывают, что ум и личность безначальны и бесконечны?
Вселенная была всегда. Причём её безначальность появилась гораздо раньше, чем у личности.
Буддийский «поток сознания» сравнивают с кораблём, которым владел Тесей. Парадокс заключался в том, что этот уникальный корабль несколько сотен лет хранился жителями Афин. А так как со временем древесина приходила в негодность, то испорченные доски постепенно заменялись новыми. И через какое-то количество лет на корабле не осталось ни одной родной доски. Хотя корабль назывался по-прежнему. В связи с этим вопрос: «Если на корабле всё новое, то он считается тем же самым или уже нет?» Конечно и корабль и «поток сознания» считают идентичными первоначальному варианту. Фактически же все элементы здесь являются замененными. А благодаря совокупности новых элементов, рождается новое сознание.
Присуща ли бесконечность сознанию и потокам ума?
У буддистов есть конкретный ответ. Они считают, что оба этих фактора конечны, но количество исчисляется числом с большим количеством нулей. А ум существует в случае наличия даже одного органа восприятия. В буддизме существует теория, что у каждого ума есть возможность прийти к просветлению. Ведь оно приходит тогда, когда у человека исчезает беспокойство.