Найти тему
Музей Оранэлы

Странная арка в доме на Стачек и такт архитектора

Может ли архитектор быть тактичным? И что такое вообще тактичность архитектора? В Петербурге-Ленинграде зодчий не просто может быть тактичным, но и обязан быть таким. Ибо в этом суть петербургской архитектуры и ее отличие от московской. Что бы ни строил архитектор и в какое бы время, в Петербурге он обязан уважительно относиться к тому, что построено до него. Даже если на дворе время, когда все равняются на указания свыше.

Валентин Александрович Каменский
Валентин Александрович Каменский

Ну а главный архитектор города на Неве, каковым был Валентин Александрович Каменский с 1951 по 1971 годы, оставил нам навсегда пример такого бережного отношения к наследию.

Возможно, это чувство бережливости ко всякому зданию, у архитектора окончательно сформировалось во время блокады, которую он пережил в осажденном городе. Враг нещадно уничтожал одно здание за другим, а полуголодный архитектор тут же составлял план его послевоенного восстановления. Продолжая преподавать в холодных аудиториях ЛИСИ…

Давайте посмотрим несколько красноречивых и неочевидных примеров такого архитектурного такта, который мы обнаруживаем на отрезке от Нарвских ворот до Автово, где под руководством Валентина Каменского в 50-е годы создавался парадный южный въезд в Ленинград.

«Сталинский классицизм» вместо «Сталинского ампира»

Первый пример такого такта можно найти прямо у Нарвских ворот. Полуциркульная застройка бывшей Нарвской площади сложилась на протяжении 100 лет. Дома, выходящие на площадь, созданы в разное время, но выглядят цельным ансамблем. Даже «Галерея 1814» как могла, проявила свой такт.

Но вот обратим внимание на дом общежития Ленинградского института водного транспорта.

Слева дом №5, который «подражает» довоенному дому №3 по пл. Стачек
Слева дом №5, который «подражает» довоенному дому №3 по пл. Стачек

Построен он в 1954-56 гг., то есть на вершине сталинского ампира. И его можно было бы сделать намного богаче в отделке! Но тогда он бы сильно отличался от довоенного дома (ранний «сталинский классицизм»). И поэтому автор проекта архитектор В.А. Каменский идет на подражание той самой довоенной архитектуре.

Забытый проспект

Петергофский проспект (не просто улица!), отходивший от современного проспекта Стачек, можно легко найти на любой дореволюционной карте.

Но вот отождествлять его с улицей Трефолева нельзя. Между старой и новой улицами расстояние в пару сотен метров. Петергофский проспект навсегда исчез после войны, но мы точно знаем, где он проходил.

В самом деле, если внимательно посмотреть на хорошо известный дом «с башенкой» (Стачек, 28), построенный по проекту Каменского, то мы заметим огромную арку, ведущую во двор.

-4

Эта арка нужна не только для красоты. Она нам показывает ось бывшего Петергофского проспекта. Если не полениться под нее заглянуть, то там мы увидим и чудом сохранившийся доходный дом 1910 года постройки (Трефолева, 18)!

Забытый дом Петергофского проспекта
Забытый дом Петергофского проспекта

Его сберегли, спрятав под охрану сталинских фасадов. Этот дом как и сто лет назад стоит, немного странно, прямо посреди огромного двора. Вспоминая о своем прошлом, когда мимо него текла жизнь шумной улицы.

Ушаковские дома

Вдоль проспекта Стачек на четной стороне между улицами Трефолева и Корнеева, строились ампирные дома, внушая настроение успеха послевоенного строительства. Они словно перекликаются с довоенными домами нечетной стороны. Но без хвастовства и перекрикивания. В «красной линии» — три разрыва.

Три «разрыва» четной сталинской стороны
Три «разрыва» четной сталинской стороны

Два разрыва справа на «сталинской стороне» аккуратно показывают нам фасады двух сохраненных Каменским довоенных домов Петергофского шоссе – «Ушаковской школы» (Стачек, 38) и «Ушаковской больницы» (Стачек, 34).

Ушаковская больница
Ушаковская больница

Дело в том, что до революции весь этот квартал принадлежал купцу Ушакову и использовался им для благотворительных нужд. Он возвел здесь два этих здания в камне и соединил их деревянной церковью. Церковь не сохранилась, а вот дома Каменский не просто сохранил, но и встроил их в ансамбль. Причем здание больницы сохранило свое назначение, сейчас здесь детская поликлиника.

Ушаковская школа
Ушаковская школа

В третьем разрыве домов очень гармонично встроен фасад довоенного конструктивистского здания Технической школы (Стачек, 30). Изначально оно выглядело так.

-9

В школу попал немецкий снаряд и фасад был полностью переделан под сталинский ампир.

Техническая школа
Техническая школа

Таким образом благодаря тактичности Каменского удалось не просто сохранить чудом уцелевшие довоенные дома, но и включить их в симфонию этого целиком ампирного участка.

Дом-ветеран

Двигаемся дальше, в Автово. Здесь посреди образцовой монолитной ампирной застройки есть чудом сохранившийся дореволюционный дом. Самый обычный. Это дом Стачек, 67 (без корпуса!). Интересно, что весь квартал имеет адреса под одним номером дома, и этому ветерану дали привилегию именоваться без корпуса. Даже в этом звучит уважение к прошлому.

Дом-"старичок"
Дом-"старичок"

На снимке хорошо видно, что «старичок» нарушает симметрию плановой застройки квартала. Этого совсем не видно «с земли». Но ради того, чтобы его включить, Каменский «разорвал» линию сталинских домов двумя небольшими вставками.

«Старичок» со сталинской вставкой на пр. Стачек.
«Старичок» со сталинской вставкой на пр. Стачек.

Одна из них нужна была, чтобы включить в квартал старый дом, вторая – «обманка», для симметрии. Проект застройки квартала, созданный еще до войны, явно был другим. Но чтобы сохранить уцелевший на переднем крае обороны ничем не примечательный каменный жилой дом, Валентин Александрович пошел на такую хитрость.

Вот и такт архитектора, нашедшего возможность сохранить во время сталинского переформатирования южной окраины Петербурга, рядовые, но важные для нашей истории дома.

В статье «Творческие задачи архитекторов Ленинграда», опубликованной в журнале «Архитектура Ленинграда» № 1 за 1945 год (еще громыхала война!), он писал:

«Получив право строить на улицах великого города, надо чрезвычайно бережно относиться ко всему тому, что имеет архитектурную и историческую ценность».

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL