Найти тему
Realist Media

Портрет владельца капитала — 2020

Оглавление

По оценкам Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО, в России около 250 тысяч семей, владеющих капиталом более $1 млн. Число долларовых миллионеров выросло за последние пять лет более чем вдвое – до 37 тысяч человек. В ближайшее десятилетие ожидается значительное влияние нескольких трендов на частную собственность в России. Realist Media приводит основные результаты исследования о том, что присуще консерваторам, трансформаторам и новаторам, как владельцы капитала соотносят деятельность со своей ролью в обществе и 4 стратегиях наследников владельцев состояний.

Основные тенденции в портрете российского владельца капитала 2020

Во-первых, будет появляться больше ролевых моделей предпринимателей нового времени, чьи бизнесы связаны с современными технологиями и более интегрированы в мировые процессы. Сегодня мы чаще встречаемся с образом владельца крупного капитала как бизнесмена, построившего свой бизнес в 90-е годы 20 века, включенного в локальную конкуренцию. То же касается и топ-менеджеров – у нас всё еще мало примеров управленцев глобальных компаний с российскими корнями.

Во-вторых, в течение следующих 10-20 лет мы увидим волну преемственности от первого поколения владельцев капитала. Это сложный процесс, который может привести к перераспределению активов. Чёткий план преемственности есть у небольшого количества семей, а представители второго поколения редко включены в процесс планирования.

В-третьих, всё больше стирается граница между традиционным бизнесом и благотворительностью, мы чаще видим, как бизнес старается решать социальные вопросы, а филантропия ищет пути для устойчивости и «возобновляемости», применяя бизнес подходы. Глобальный тренд на импакт инвестирование только приходит в Россию. Частные семейные фонды и владельцы капитала будут одними из ключевых акторов этого тренда.

Типы владельцев капитала и их отношение к инновациям

Поведение владельцев капитала определяется их ролью в бизнесе – собственники бизнеса и топ-менеджеры. Степень ответственности, круг их полномочий, задач и потребностей различны. Для собственников бизнеса важны готовность к риску и стратегическое видение. Топ-менеджеры в большей степени включены в операционную деятельность, при этом также принимают участие в формировании бизнес-стратегий. Для части владельцев капитала данное деление не актуально – они были выделены в отдельную группу «нет бизнеса».

В последние десятилетия в России деятельность владельцев капитала претерпела изменения. Если в 1990-е годы основу капитала составляли традиционные отрасли, то сегодня всё больше заявляют о себе направления, связанные с развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта, анализа больших данных, роботизации, задавая новый вектор развитию экономики.

Компании, представляющие традиционные отрасли, всё чаще транслируют необходимость цифровой трансформации. Многие лидеры рынка, такие как, «Северсталь», «ТМК» и «Сибур» активно инвестируют в разработку и внедрение IT-решений для перевода производственных и бизнес-процессов на новый уровень, повышая свою конкурентоспособность.

На основании интервью с владельцами капитала в разрезе готовности применения новых цифровых решений в бизнесе авторы исследования выделили 3 типа отношения к инновациям:

консерваторы - представляют традиционные отрасли, не отрицают важность цифровизации, но редко публично заявляют о применении новых технологий в рамках своего бизнеса;

трансформаторы - представляя традиционные отрасли, рассматривают цифровую трансформацию как возможность развития бизнеса, декларируют активное внедрение цифровых решений и наличие программы цифровизации;

новаторы - представляют инновационные отрасли, нацеленные на разработку новых продуктов и решений. Цифровые технологии являются их основным инструментом.

-2

На основе этих параметров создана типология владельцев капитала с выделением следующих групп:

Владею - владельцы бизнеса

Управляю - топ-менеджеры

Применяю - владельцы капитала, не владеющие бизнесом: инвесторы, селебрити, семья

Типология владельцев капитала: консерваторы, трансформаторы, новаторы

Особое место занимают представители первого поколения частного капитала в России, чьё становление пришлось на 1990-е годы.

Приватизация для большинства из них стала основанием накопления благосостояния. Владельцы бизнеса 2000-х формируют свой капитал в других вызовах, скоростях, технологиях, которые задают новые принципы развития бизнеса.

Консерваторы - представляя традиционные отрасли, консерваторы редко говорят о трансформационных процессах. Во многом это определяется отраслевой спецификой бизнеса, где традиционные подходы остаются более надёжными и эффективными. По мнению некоторых экспертов, уровень «цифровой зрелости» бизнеса ещё находится на начальной стадии. Не все компании готовы к активному внедрению новых технологий и имеют четкий план цифровой трансформации бизнеса. При этом, безусловно, представители этой группы отмечают важность происходящих процессов.

Трансформаторы - их деятельность преимущественно связана с традиционными отраслями, при этом вектор развития бизнеса направлен на внедрение современных технологий в существующие процессы и поиск принципиально новых ниш, что позволяет конкурировать с мировыми компаниями по уровню цифровизации. Ведущими мотивами становятся поиск новых направлений развития бизнеса и инвестирование в новые технологии.

Новаторы - самая молодая и динамично развивающаяся аудитория. Нередко свой продукт они начинают создавать уже со студенческой скамьи. Как правило, имеют один источник доходов — собственный бизнес. Создаваемые ими продукты быстро становятся востребованными. Чувство нового является для них определяющим. Бизнес должен быть, прежде всего, интересным, быстрым, ярким, приносить удовольствие. Это является драйвером дальнейшего развития.

Типология топ-менеджеров: консерваторы, трансформаторы, новаторы

Мотивация топ-менеджеров определяется не только развитием бизнеса, но и возможностью повышать свою капитализацию.

Консерваторы - представляя традиционные отрасли, консерваторы редко декларируют внедрение цифровых решений в свои бизнес-процессы. Традиционность подхода определяется не только отраслевой принадлежностью организации, но и позицией собственника относительно дальнейшего развития бизнеса.

-3

Трансформаторы - чтобы оставаться лидерами на рынке, трансформаторы должны внедрять новые принципы работы в компаниях, где бизнес- процессы формировались десятилетиями и приносили стабильный доход. Перед ними стоит важная задача – быстро реагировать на новые вызовы времени и определять новые векторы развития для существующих бизнес-процессов.

Новаторы - стоят на передовой в процессе цифровой трансформации различных отраслей экономики, разрабатывая и предлагая рынку новые решения и продукты, формируя экосистемы крупных компаний и холдингов. Управление инновационным бизнесом требует от персоналий таких качеств, как готовность к экспериментам, работа на опережение, способность инициировать и реализовывать принципиально новые идеи.

Типология прочих владельцев капитала

Категория «Применяю» включает в себя персоналии, чей капитал связан не с владением/управлением конкретным бизнесом, а инвестициями, вкладами и доходами, получаемыми от авторских прав, гонораров, спортивных достижений, рекламной деятельности и прочего. Авторы исследования

Инвесторы - несмотря на то, что, по оценкам экспертов, российские инвесторы являются достаточно консервативными, они всё чаще принимают участие в инновационных проектах и инвестируют в высокотехнологичную сферу.

Селебрити - известные спортсмены, деятели искусства и шоу-бизнеса, чьи гонорары за выступления и рекламу являются источником благосостояния. Ведут активную деятельность в соцсетях, продвигая свой персональный бренд, который является их инструментом привлечения капитала. Репутация – один из основных их активов.

Управление капиталом нередко доверяют профессиональным консультантам, оказывающим помощь в принятии бизнес- решений и распоряжении капиталом. В последние годы наблюдается тенденция постепенного перехода к собственным бизнесам. Например, сеть магазинов сладостей Sugarpova Марии Шараповой.

Семья - эта категория владельцев капитала включает наследников, родственников представителей семей владельцев капитала. Они могут самостоятельно заниматься бизнесом, вести социальные проекты (не только в России, но и за её пределами), при этом начальной базой является семейный капитал.

Как владельцы капитала определяют свою роль в обществе?

Вне зависимости от типа владения капиталом представители аудитории соотносят свою деятельность с различными процессами в обществе и мире, по-разному определяя в них свою роль. Во многом это характеризует не только их бизнес-стратегии, но и степень социальной ответственности. Авторы исследования выделяют пять моделей самоопределения капитала владельцев в социуме.

Я — Я /близкий круг в коммуникации делают акцент на развитие себя и своей семьи (ближнего круга).

Ориентируются преимущественно на развитие себя и своей семьи. В большей степени эта позиция характерна для владельцев капитала, чья деятельность не связана с определённым бизнесом — селебрити или семья. Представители этой аудитории или не ведут активную филантропическую деятельность, или предпочитают еë не афишировать. При этом они часто принимают участие в проектах, направленных на развитие молодежи, медицинскую поддержку нуждающимся. Активно используют современные технологии и соцсети для ведения блогов, каналов, обучающих семинаров.

Я — компания преимущественно заявляют о своём вкладе в развитие команды и компании, и ответственности за ее бизнес-процессы и развитие.

Вне зависимости от стратегии ведения бизнеса представители этой группы соотносят свою активность преимущественно со своей компанией и командой. Они чувствуют ответственность прежде всего за создание комфорта внутри этой команды и построение эффективной бизнес-структуры.

Представители этой группы не говорят о своëм вкладе в развитие общества, не освещают свою социальную активность. Распределение благосостояния напрямую связано с текущим бизнесом. Заработанные средства они предпочитают вкладывать в дальнейшее развитие своего дела.

Я — общество деятельность ориентирована на общество, осуществляется системная помощь регионам, организовываются благотворительные фонды.

Бизнес расширяется и масштабируется, соответственно, меняется и риторика владельцев капитала. В своих интервью всë чаще представители этой группы соотносят результаты своей деятельности с процессами, происходящими в обществе. Представители всех типов владельцев капитала представлены в этой группе. Кто-то видит свою миссию в популяризации новых подходов к ведению бизнеса и формированию нового поколения предпринимателей. Другие говорят, что стараются сделать жизнь общества комфортнее и лучше. В любом случае результат своей деятельности они ориентируют на общество.

Я — страна считают себя ответственными за процессы, происходящие в стране; активно ведут социальную деятельность, включающую поддержку фундаментальных направлений: искусство, образование, спорт, здравоохранение.

Среди представителей первого поколения владельцев капитала поведенческая стратегия «Я — страна» распространена в большей степени. Преобладают владельцы бизнеса и топ-менеджеры системообразующих компаний (финансы, добывающая промышленность, телекоммуникации, здравоохранение и пр.).

Представители группы признаются одними из наиболее влиятельных людей в стране. Не будучи пользователями соцсетей, они тем не менее лидируют по количеству упоминаний в СМИ и включены в рейтинги самых богатых персон страны. Представители этой аудитории ведут активную филантропическую деятельность, создавая благотворительные фонды, инициируя социальные проекты, направленные на системное развитие фундаментальных сфер общества (образование, культура, спорт, искусство, религия, окружающая среда) и развитие страны в целом.

Я — мир в коммуникации говорят о том, что в рамках своей деятельности вовлечены в глобальные процессы.

В интервью представители группы заявляют, что являются частью глобальных процессов, происходящих в мире. Развитие информационных технологий, глобализация, организация деятельности из любой точки мира значительно увеличивают возможность влияния на мировые глобальные процессы. Помимо денежного участия в различных проектах, представители этой группы оказывают в той или иной форме не финансовую поддержку, привлекая средства для финансирования проектов и внимание мирового сообщества к глобальным социальным проблемам.

Стратегии наследников в распоряжение семейным капиталом

Стоит отметить, что второе поколение владельцев капиталов менее публично, интервью с ними встречаются достаточно редко. Авторы исследования выявили несколько основных стратегий наследников:

  • Участие в семейном бизнесе. Подготовка молодого поколения зачастую происходит через назначение на менеджерские позиции. Подобная практика позволяет глубже вникнуть в бизнес-процессы и готовит наследников к роли владельца в будущем (например, Ф. Генс «Ланит», А. Гурьев «ФосАгро» и др.).
  • Основание и развитие собственного дела, не связанного с бизнесом родителей. Выбор собственного пути позволяет реализовывать их личные и профессиональные интересы.
  • Приумножение капитала и инвестиции.
  • Развитие себя как «личного бренда» (например, Д. Манасир, А. Кафельникова и др.). Они активно развивают социальные сети, блоги, наращивая число подписчиков.

Что касается определения своего места в социуме, то среди представителей второго поколения, как уже ранее упоминалось, преобладают стратегии «Я – ближний круг» и «Я – команда». Реже встречаются наследники, которые декларируют свое влияние на процессы в обществе и стране.

Вместе с тем многие представители второго поколения владельцев капитала принимают участие не только в развитии семейного бизнеса, но и социальной деятельности, развивая семейные проекты и фонды.

Читайте также: книги для предпринимателей, инвесторов и топ-менеджеров на сентябрь