Найти тему
Олег Чекрыгин

30 лет спустя

Оглавление

9 сентября ровно тридцать лет исполнилось со дня убийства священника Александра Меня, в котором и тогда, как и сегодня, обвиняют КГБ. В «убийстве» Навального сегодня тоже весь мир винит монстра ФСБ России по личному приказу самогО главного злодея В.В. Путина – в этой стране за 30 лет так ничего и не изменилось в головах советских интеллигентов = российских пгм-защитников православия: чуть что – так сразу Косой, вали кулем, потом разберем.

В связи с означенной выше датой я сегодня здесь публикую свое Открытое письмо Владимиру Зеленскому, православному священнику-еврею (как и покойный А. Мень), моему бывшему фб-другу, в котором я осмелился задать ему несколько вопросов о покойном, которого по его словам он близко знал – и получил от него ответы, которые тоже публикую ниже – пусть читатели сами оценят вопрос-ответ.

«Уважаемый друг!

Я с большим интересом и даже восхищением прочел ваше замечательное «открытое письмо Александру Меню» (видимо с большим опозданием, каюсь) и оно побудило меня также обратиться к Вам с открытым письмом, пользуясь тем что мы с вами, пусть и весьма условно, знакомы, и пока еще оба не являемся покойными.

Я, ув. Владимир, прочел ваше «открытое письмо» и восхитился этим великим панегириком почитаемому вами святому, и позавидовал даже – обо мне никто и никогда такого не напишет. Весь текст проникнут искренней любовью и восхищением к покойному, и написан таким живым проникновенным словом, что достоин быть примером самого высокого штиля этого рода памятных эссе. А вы – отнесены к числу величайших проповедников, каких я, уверяю вас, прочитал и повидал немало.

Наряду с этим великолепным произведением я прочитал и другое «открытое письмо» (речь идет об Открытом письме А. Меню митрополита Антония Мельникова), о котором вы вскользь небрежно упомянули, мастерски очернив автора одним-двумя скупыми мазками совсем без употребления черной краски – что называется, «культурно оттянул», и здесь я тоже отдаю должное вашему незаурядному таланту полемиста:
«Давно, о. Александр, наблюдаю я за Вашей деятельностью», - прочел я когда-то в самиздатском «Открытом письме» 70-х годов, - и выследил (таков был смысл, оставшийся в моей памяти) «постового сионизма», проникшего в православие и в нем окопавшегося». Что ж, если перевести это с жаргона презрения и отсечения («богоубийцы, отпавшие, сионские мудрецы...», даже когда вы еще покоитесь во чреве своих матерей) на язык любви Христовой, которая «не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор 13:4-5), то частичку истины можно найти даже и в таком вот идейном «брении» из желчи и пыли».

Позвольте попутно спросить вас, что означает эта вычурная фраза? Я, например, вычитываю из нее, что да, вы тем самым признаете, что А.Мень и был именно тем самым агентом сионизма в ПЦ, в котором уличает его А. Мельников. Я прав или нет?

Так вот, я прочел упомянутое вами «письмо» тогдашнего митрополита Антония Мельникова к священнику Александру Меню (оба уже давно покойные) и в связи с ним имею к вам ряд вопросов

как священник к священнику:

1. Считаете ли вы это письмо политическим доносом, на что явно намекаете – и если да, то почему?
2. Считаете ли автора (митр А. Мельникова) нерукопожатным антисемитом и если да то почему?
3. Что именно вы вменяете автору как антисемитизм?
4. Считаете ли вы, что данное в письме полное исповедание православной веры и отношение православия к сионизму, как АНТИСИОНИЗМА, в чем-то неправославно, ущербно, еретично, неэтично, некорректно, неприемлемо и проч – и в чем именно?
5. С чем связано ваше личное презрение к автору (А. Мельникову), как человеку, пусть и неприятному вам тем, что обличал обожаемого вами для вас бесспорного авторитета (А Меня)?
6. Не считаете ли вы, что если отвлечься от созерцания блистательной и почти божественной для вас личности покойного А. Меня – то в письме А. Мельникова откроется много справедливого и правдивого, а в деятельности и творчестве А. Меня много спорного и подчас правильно вменяемого ему А. Мельниковым?
7. Считаете ли вы свои восторженные мнения и отзывы о покойном и его творчестве и деятельности достаточно объективными?

Сам я был лично знаком с покойным, но виделся с ним лично всего один раз, в Планерском, где его сопровождал свящ Александр Борисов и еще кто-то – и не могу назвать эту встречу с ним приятным воспоминанием. В отличие от вас, на меня, православного христианина и деревенского попа с 30-м стажем его книги всегда производили настораживающее впечатление новодела, псевдорелигиозных фантазий на грани фола.

При этом его личная судьба в СССР, несмотря на его рискованную по тем временам деятельность, сложилась на редкость благополоучно – что меня тоже всегда настораживало, если вы понимаете, что я имею в виду. Сравнить его могу только со столь же неоднозначной личностью митрополита Никодима Ротова – я имею в виду сравнение по признаку деятельность-последствия (исключая нерасследованное убийство, очень похожее на пьяную деревенскую разборку).
Так что при всей самой высокой оценке вашего панегирика покойному, как литературного произведения, позвольте заявить вам о принципиальном несогласии с данными вами оценками его личности и деятельности.

Добавлю к тому же, что А. Мельников не только совершенно верно и очень взвешенно, и спокойно оценил деятельность А.Меня, не только справедливо и по-братски обличил его, как сионистского агента в православной церкви, и не только сделал это весьма и весьма достойным способом через рискованный в то время самиздат вместо того чтобы воспользоваться всей силой безусловно имевшегося в его распоряжении административного ресурса рпц и кгб – но он еще, с моей точки зрения, оказался подлинным пророком. Ибо все то, что он вменял А. Меню, как предательство Христа и Церкви, и считал невозможным для воплощения в церковной жизни – сбылось сегодня в полной и даже переполненной мере как в рпц, так и во всем мировом христианстве, уже продавшем первородство во Христе за вонючую тухлую похлебку «возвращения к корням, признания их и покаяние перед ними» как вы пишете, за братание с иудаизмом, как старшим братом по вере в одного бога и тем самым отречения от Христа и признания христианством своим богом – ДЬЯВОЛА, о чем без обиняков так точно написал покойный ныне Мельников покойному ныне Меню в далеком 75-м.

Буду вам крайне признателен и благодарен, если употребите свой недюжинный талант полемиста на то чтобы разоблачить меня как антисемита, разубедить меня в моих заблуждениях и разуверить в моей неуклюжей деревенской вере, нетолерантной и немодной, но усвоенной мной в Церкви, когда я пришел в нее в 80-м (!) и как ни странно полностью совпадающей с тем исповеданием, которое я обнаружил в письме Меню презираемого вами Мельникова. Жду вашего ответа, и надеюсь, что вы не ответите презрительным молчанием.

И вот какой ответ

я получил от уважаемого оппонента. Итак, он пишет:

«позволю ответить Вам по возможности кратко» - то есть, я так понимаю, что это ответ по пунктам на поставленные мной ему семь вопросов. Далее следует его девять пунктов, которые можно сравнить с моими вопросами по пунктам: мой вопрос – его ответ:

Вопрос 1 Считаете ли вы это письмо (А. Мельникова) политическим доносом (на А. Меня)? Ответ: ВЫ (!) замаскированный антисемит, маскирующий свой антисемитизм под терминами антииудаизм и антисионизм.

Вопрос 2 Считаете ли его автора (митр. Антония Мельникова) нерукопожатным антисемитом и, если да, то почему? Ответ: Евреи ВАМ (!) стали поперек горла, но вы лукаво критикуете сионизм или иудаизм, чтоб скрыть за ширмой фальшивых смыслов вашу подлинную ненависть к евреям

Вопрос 3 Что именно вы вменяете автору как антисемитизм? Ответ: В Открытом письме покойного м. Антония речь идет фактически об антииудаизме, но автор назвал его антисионизмом (?)

Вопрос 4 Считаете ли вы, что данное в письме полное исповедание православной веры и отношение православия к сионизму, как АНТИСИОНИЗМА, в чем-то неправославно, ущербно, еретично, неэтично, некорректно, неприемлемо и проч – и в чем именно? Ответ: Сложнейшую проблему взаимоотношения иудаизма и христианства я С ВАМИ (!) обсуждать не намерен, потому что от вас ВОНЯЕТ антисемитизмом. А автор требует «окончательного решения еврейского вопроса»: коли вы (евреи) - богоубийцы и враги рода человеческого, значит, вас и быть не должно.

Вопрос 5. С чем связано ваше личное презрение к автору (А. Мельникову), как человеку, пусть и неприятному вам тем, что обличал обожаемого вами для вас бесспорного авторитета? Ответ: ВСЕМ (!) укушенным антисемитизмом, ХРИСТИАНАМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, особенно богословствующим, я хотел бы задать один из двух вопросов: 1не дрогнете ли вы перед жертвами Холокоста?2для вас еще нерожденный еврей уже виноват во всем прошлом и еще не случившемся? И сам отвечает: да, ДЛЯ ВАС (!) антисемитов так и есть, и пусть не надеется (неродившийся еврейский младенец) на христианское милосердие.

Вопрос 6. Не считаете ли вы, что в письме А. Мельникова откроется много справедливого и правдивого? Ответ: ВЫ (!) с митрополитом ярые антисемиты, от которых таких евреи вынуждены были бежать в палестину и организовать защиту себя оружием – а случись погром, вы бы не вышли их защищать, но одобрили бы: мол, так им и надо.

Вопрос 7. Считаете ли вы свои восторженные мнения и отзывы о покойном и его творчестве и деятельности достаточно объективными? Ответ: не иссякающий в злобе антиеврейский комплекс есть таинственный знак еврейской избранности; ВЫ (!) своей злобой и ненавистью к евреям от Христа отталкиваете; останавливаюсь на определении данном вашему антисемитизму Иоанном Павлом II: «грех против Бога и человека»

Такой вот документ получился – вопрос-ответ. Прошу заметить, что до этого между нами были весьма корректные отношения и вежливые дискуссии - и вдруг такой поток неиссякающе фонтанирующей злобищи - признаться, не ожидал.

Подведем итог

ответов на вопросы МНЕ: ВЫ (то есть я, Олег Чекрыгин) маскируюшийся антисемит, евреи вам поперек горла, от вас воняет антисемитизмом, вы все (?!) - ненавистники еврейских младенцев, провокаторы еврейских погромов, сами погромщики и убийцы евреев, вы своей злобой отталкиваете от Христа, вы богопротивники, ВСЕ ВЫ ХРИСТИАНЕ – ТАКИЕ АНТИСЕМИТЫ. При этом – ни на один вопрос нет вообще никакого ответа по существу, зато какой ушат помоев вылит на всех христиан чохом, включая меня и давно покойного митрополита Антония. Замечу в скобках, что автор ответов, очевидно, себя к числу обвиняемых им ВСЕХ христиан вовсе не причисляет. Так кто же он? Ну, во-первых, как и покойный Александр Мень, вообще-то православный священник. Но как же может православный священник не считать себя христианином? А это во-вторых – он такой же, как покойный Александр Мень, агент сионизма в христианстве, которое он презрительно именует АНТИСЕМИТИЗМОМ и ставит знак равенства: христианин=антисемит.

Ну что ж, кажется, сеанс саморазоблачения удался нашему гостю, вновь показавшему себя виртуозом полемики, а говоря по-современному – троллем и демагогом-пропагандистом 80-го уровня.

А вот что пишет

о покойном Мене член Библейско-Богословской Комиссии при Патриархе Кирилле и член Межсоборного Присутствия РПЦ Аркадий Малер:
«Когда я весной 1996 года крестился в Православной Церкви, то считал себя “меневцем” и решил ходить в известные “меневские” приходы, по возможности, все больше погружаясь именно в “меневскую” церковную среду, то есть, собственно, либеральную и экуменическую…

Очень скоро после крещения мне все это стало ясно в отношении отца Александра Меня и “меневцев”, достаточно было просто спросить любого восторженного поклонника его наследия – зачем нужно быть православным христианином, если достаточно быть просто “хорошим человеком”, добрым, умным и образованным?... И ни один “меневец” мне никогда не мог внятно ответить на эти вопросы, потому что для него это означало бы перестать быть “меневцем”. Или вообще перестать быть христианином, потому что если реальное, православное христианство хоть в чем-то противоречит учению отца Александра Меня, то тем хуже для самого христианства.

Поэтому, при всех солнечных аспектах миссионерской проповеди отца Александра, с горечью приходится признать, что именно его адепты стали предсказуемыми поборниками всевозможных “либеральных” ересей в нашей церковной жизни последних тридцати лет. И самое характерное, что многие из них, в полном соответствии с избыточно улыбчивой, бесконфликтной, оптимистической богословской позицией отца Александра не только отказываются признать свои догматические заблуждения в качестве ереси, но и вообще отрицают само понятие ереси как таковой, само различение ортодоксии и ереси, с неизбежностью лишающей своего адепта спасения и вечной жизни в Царствии Божием.

Но независимо от всего сказанного, невозможно не испытывать человеческую благодарность отцу Александру за сам факт и эстетическое качество его миссионерского служения в те годы…»

Вот

откровенно недоумеваю и не могу понять: ЗА ЧТО благодарить того, кто проповедовал в РПЦ откровенную «ересь жидовствующих», отрицал в своих книгах Сынобожество Иисуса и пламенно миссионерил среди совковых атеистов и евреев, склоняя их в свой сокровенный вид «православного» иудаизма – и натащил в РПЦ целую церковь своих жидовствующих учеников и последователей, сегодня насажадающих иудейскую религию еврейского бога Иеговы повсюду на православных приходах? Убили? Но дело Меня, церковного Ильича, живет и побеждает.

Лично я, вспоминая покойного священника Александра Меня – немного знал его лично, несколько раз встречался, слушал его, и конечно читал его книги – я думаю о том, какой это был яркий, талантливый и умный человек, выдающийся проповедник, богослов и писатель. И я невольно сравниваю его с апостолом Павлом – объясню, почему и в чем.

Кстати, в той церкви, в которую я пришел когда-то, мои первые наставники к книгам Меня относились с недоверием и читать их не рекомендовали: мол, в этой бочке меда ловко спрятана ложка яда, которую сразу не распробуешь, пока не проглотишь, а проглотив – отравишься навсегда пагубным сомнением в Богосыновстве Иисуса.

Я своими ушами слышал от него: «Вообще-то в душе я католик, но служу в православной церкви, потому что она гонима». Однако у меня есть обоснованные подозрения, что на самом деле, по большому счету он был в душе иудеем и «правильным» евреем, крестившимся и опопевшим в православии, чтобы служить делу проповеди иудаизма среди христиан, в первую очередь – из евреев, для того, чтобы вернуть их вспять из христианства под сень родной религии, а для остальных – смешать их веру во Христа с иудейской верой в Тору и еврейского родового бога Яхве так, чтобы приспособить христианство к требованиям иудейской веры поклонения тому, кого христиане, начиная с апостола Иоанна Богослова всегда считали дьяволом.

Как и ап. Павел,

он проповедовал веру в Иисуса очень горячо и талантливо, но при этом в своих книгах внушал читателям идею иудео-христианского преемства, то есть христианства как древа, выросшего из иудейского корня – и привил эту идею своим последователям из интеллигентов, впоследствии также ставшим священниками и понесшим эту идею в широкие массы православных прихожан так, что сегодня она уже ни у кого не вызывает ни удивления, ни сомнений в ее истинности: Бог-Отец – это Иегова, а Иисус – пророк Его.

Что касается Павла,

то сдается мне, что он делал то же самое, хотя и несколько по-другому, другими способами: через своих смотрящих установил в церкви административную иерархию и дисциплину подчинения власти поставленных им епископов, которые в скором времени превратились в особо освященных архиереев. А в проповедь о Христе, как и Мень, вплел еврейство Иисуса, как «хорошего» еврея, иудейского учителя, воспитанного в Законе, и Его веру в еврейского родового бога Яхве, как Своего Отца Небесного. Из чего естественно вытекало иудео-христианское религиозное преемство: Бог-Отец есть еврейский Бог Авраама, Исаака и Иакова, а также Давида, Соломона и прочих, уже как христианских праотцов – и таким образом попутно с Благой Вестью проповедовалась всему миру иудейская религия, как история народа Христа, неразрывно с Ним связанная родством и верой. И далее, вопреки медленному неуверенному движению вслепую и наощупь по Пути, по которому брели за Иисусом Его нерадивые и неверные ученики, «хромавшие на оба колена», но все же хоть ползком пробиравшиеся из тьмы иудаизма на Свет Христов, Павел, наоборот, потащил уверовавших во Христа язычников в обратную сторону, во тьму иудейских верований, порядков и обычаев, перемешанных им с Благой Вестью, как Божий Дар с яичницей – на встречу вовсе не со Христом, но с еврейским богом Яхве, ловко выданным за Отца Небесного Иисусова и нашего. Да, он спорил с Петром и другими апостолами, отвергая необходимость обрезания и исполнения Закона для христиан из язычников – сегодняшние иудеи делают то же самое в отношении христиан, предлагая нам принять ноахизм, версию-лайт верования в Ягве и Тору без необходимости обрезания и исполнения предписаний закона, за исключением 7 из 10 заповедей Моисея. Да, он опровергал власть Закона, окончившуюся и замещенную Благодатью и Истиной в Иисусе Христе – но именно он положил основание новому закону иерархической власти над человеком ради порядка вопреки Любви и Свободы во Христе, и последнее сделалось в христианстве горше первого. Законничество, фарисейство и архиерейство были возрождены именно им в Церкви Христа, и, как закваска иудаизма, были вложены «в три меры муки» первого христианства, «доколе не вскисло все» – очень быстро христианство прокисло до нового законничества, перестав быть Церковью Христа и Святого Духа, и превратившись в живой труп религиозной организации, начавшей по всему миру наряду с Благой Вестью проповедовать свой корневой иудаизм, историю еврейского народа с их родовым богом Яхве, подверстанным под Отца Небесного Павлом и его лукавыми кутейниками. И так втащил к сегодняшнему дню все христианство обратно в иудаизм: спроси сегодня любого-всякого прихожанина, как он относится к иудаизму и евреям, и он без запинки по-заученному протараторит, что евреи-иудеи наши братья, а религии у нас общие, от одного корня – авраамические. Вот только закавыка: Иисус-то – Сын Божий. Ну, это же не в прямом смысле, а в переносном том, что все мы – дети Божии. Такие вот понимаешь теперь «христиане» в этом постхристианском мире, где все не по-настоящему, а как бы, версия-лайт, во имя всеобщей дружбы – но положил начало этого пути ОТ Христа обратно к корням иудаизма лукавый сионистский агент Шауль, хоть и выглядит это таким же парадоксом – сразу и не поверишь – как и деятельность великого просветителя и соблазнителя нашего времени Александра Меня.

Олег Чекрыгин