Найти тему
Кондрат Николаев

Музей планов и рельефов

Музей планов и рельефов, находящийся в Доме инвалидов, – явление в век 3D-визуализации необычное и любопытное. Тут собраны объёмные модели крепостей, портов, городов, в прежние времена необходимые для планирования военных кампаний.

Традиция создания моделей, по которым полководцы могли представлять детали будущих битв, родилась в Европе в XVI веке. Коллекция Людовика XIV появилась в 1668 году по инициативе военного министра Лавуа. В ее основу легли объёмные карты недавно завоеванных оплотов Испании во Фландрии – они были подготовлены под руководством выдающегося военного инженера Себастьяна Ле Претра де Вобана. Рельефные карты, доставленные в Лувр, произвели сильное впечатление на короля. Людовик приказал создать такие же модели важнейших оборонительных районов королевства.

Новые модели были созданы во время войны за австрийское наследство (1741-1748 годы). Первоначально они хранились в Лувре, но находившийся здесь художественный музей требовал всё больше пространства, и в 1777 году планы и рельефы переехали в мансарду Дома инвалидов. Здесь музей находится и сейчас.

Новый импульс развитию объёмных военных планов дал Наполеон. Артиллерист, он прекрасно понимал их ценность. Император приказал создать макеты стратегически важных объектов: Бреста, Шербура, Специи. Золотой век объёмных планов закончился в 1870 году, когда Франция отказалась от строительства новых крепостных укреплений.

В коллекцию музея входят сейчас 260 искусно выполненных макетов реальных объектов, 100 из них находятся в залах и доступны для ознакомления. В музее представлены 28 планов-рельефов французских укреплений вдоль Английского канала, Атлантического и Средиземноморского побережий, Пиренеев. В своё время эти макеты были строго секретными, в век спутников и Google Maps они кажутся прекрасными огромными игрушками.

Планы выполнены, как правило, в масштабе 1/600. Строили их в единственном экземпляре под руководством инженеров-геодезистов квалифицированные мастера. Рельеф местности формировался из папье-маше, земля изображалась напылением тонкого песка на клей, траву делали из мелко нарезанного зелёного шелка. Дома вырезали из небольших блоков извести и искусно раскрашивали. В результате перед королем и его маршалами лежал изображённый в мельчайших деталях театр военных действий. Глядя на него, так хорошо было представлять будущую победу.