Очень часто в своей практике я слышу от коллег и клиентов: «а зачем грунтовать, я на первый слой разбавлю», или «грунтовка ни на что не влияет, так что это пустая трата денег», или того хуже «не «впаривайте» мне грунт, он денег стоит, да ещё за дополнительный слой работу оплачивать».
Так ли всё плохо на самом деле? Нужна ли грунтовка? Или производители действительно продают нам непонятную жижу, только чтоб увеличить «длину чека»? А может в этом действительно есть какая-то польза, о которой мы по незнанию не догадываемся?
Надо разобраться.
Сразу оговорюсь, в своём рассказе, поучении, наставлении (назовите как хотите) я буду опираться только на ответственных производителей бытовых ЛКМ, для которых результат малярных работ не пустой звук. Бренды постараюсь не называть, дабы не ущемлять коммерческих интересов одних и не продвигать эти самые интересы других.
Итак, поехали:
Какими бывают грунты? Это зависит от того, какую поверхность предстоит окрашивать. Мне известны Укрепляющие, Антисептирующие, Влагоизолирующие, Выравнивающие, Адгезионные, Противокоррозионные… ну и пока хватит, пожалуй. Разберёмся сперва с этими.
Противокоррозионные.
Притчей во языцех стало появление всевозможных красок 3 в 1, 4 в 1, 5 в 1 и 100500 в 1. Тут же оптимисты всех мастей решили, что грунтовать металл перед окраской – пережитки буржуазного прошлого и научно-технический прогресс победил таки ненавистную ржавчину раз и навсегда. Даже нашлись те, кто утверждал, что у них эта краска простояла больше 10 лет и сейчас как новая, хотя точно знаю, что красили ею не более чем год назад. Ну, видимо жисть тяжёлая, год за 10 идёт. Ну и классика жанра: краска же не водная, а ржавеет от воды, так что и зачистки хватит, покрашу так, главное потолще, в несколько слоёв. (кстати ржавеет от кислорода, а не от воды, но это так, немного занудства)
Так какого, простите, рожна, все автопроизводители, производители оборудования, машин, металлоконструкций продолжают с упорством обречённых пескоструить, шлифовать, травить химией эту проклятущую ржавчину перед грунтованием и окраской??? Частично проблему окисления металлов удалось решить цинкованием и хромированием, и если хром красив и довольно надёжен, то цинковый слой на железе и сам не плохо окисляется, со временем теряя свой нарядный вид. Не буду вдаваться в тонкости химии и гальваники, главное, что красить металлы всё равно приходится и просто покрасить краской без грунта далеко не всегда проканает. Смысл противокоррозионного грунта (на простом человеческом языке) в том, чтобы приостановить естественный природный процесс окисления металла, и прежде всего чернины (железа и чугуна), поскольку она (чернина) в нашем обиходе наиболее распространена.
Конечно существуют очень надёжные методы промышленной и/или порошковой окраски, но они далеко не всегда доступны, а порой неоправданно дороги. Поэтому будем исходить из доступного, а именно – грунты. Их действие чаще всего состоит в химическом блокировании электрохимической реакции окисления. За счёт чего – у разных производителей разный подход к этому вопросу, и спорить какой из подходов эффективнее не мне. Чаще всего я встречал принцип создания гальванической пары железу в виде соединений цинка, то есть имитация цинкования, но без возможности окисляться этому самому цинку. Другие присадки позволяют останавливать окисление и других распространённых металлов (меди, того же цинка и алюминия).
Другая характеристика грунтов – обеспечение адгезии между металлом и краской, иначе нафига они такие хорошие нужны.
Ещё момент, почему нельзя оставить один грунт без краски, если главная задача достигнута? Да всё потому же, что некрасиво и ненадёжно. Химические присадки в грунтах ограничивают их цветовые возможности, это раз, а во-вторых, внешние факторы среды могут разрушить сами грунты раньше времени, и системным решением этой проблемы (бабка за дедку, дедка за репку…) служит краска, которая придаёт желаемый вид железяке и защищает грунт, который защищает железяку (в доме, который построил ДжекJ ).
Но неужели совсем нельзя обойтись без грунтования? Отнюдь! Вполне можно, но не всегда и не везде. При внутренних работах и использовании органоразбавляемых красок вполне можно обойтись без грунтования, поскольку агрессивные условия среды в данном конкретном случае исключены. Естественно не нужен грунт, если металл уже покрыт надёжной краской обычной или каталитной. Что же касается красок 100500 в 1 – они тоже имеют право на существование, важно лишь понимать, что это временное, упрощённое, компромиссное решение со всеми вытекающими. Большинство таких красок делаются на хлор-виниловой основе, очень похожей на резину, а значит они держатся только за счёт формы, как только форма повреждена, не исключён сход краски, что называется «чулком». Так же сомнительна их ремонтопригодность, то есть они нетерпимы к краскам на алкидной и акриловой основе (как завещал Воланд – лечите подобное подобным).
Подытожим. Грунтование действительно полезно, но в системе с качественной зачисткой металла и последующей окраской. Им можно пренебречь в щадящих условиях среды. А что касается метода "для ленивых" - флаг вам в руки, главное не забывать о последствиях и не плакаться на жизнь, когда случится худшее. ;-)