Крестьянская среда расценивала сильную тоску вдовы по умершему супругу как тяжелое заболевание, которое приводило женщину сначала к «сухотке», потом к чахотке и затем к смерти. Чтобы этого не случилось, вдову обязывали поминать усопшего супруга на третий, девятый и сороковые дни. После полгода и годовщина смерти. Далее же поминать следовало только в родительские субботы – это примерно 12 раз в год.
Но если вдова не переставала плакать, выказывая сильную тоску по мужу, то родственники просто-напросто запрещали ей плакать. А для отвлечения от горя вдову нагружали тяжелой работой, чтобы у нее не оставалось времени на раздумья.
К сожалению, это помогало не всегда. Кроме этого, отношение родни мужа могло дополнительно приносить горе вдове. Тут стоить сделать небольшое отступление – в царское время земельные наделы давали только мужчинам, и при смерти мужа вдова становилась «лишним ртом» в семье мужа. Так как надел на нее не полагался, а кормить ее нужно было. Этим ее могли постоянно попрекать, несмотря на то, что на нее взваливали самую тяжелую работу, ведь теперь заступаться за нее было некому.
И вот тогда к ней мог начать ходить «огненный змей». Приходил это бес к вдове, приняв облик ее покойного мужа. Лингвист Татьяна Владимировна Махрачева совместно с А.С.Ивановской написала труд «Народная демонология на территории Тамбовской области», в котором описан приход этого беса в виде огненного змея «рассыпаясь огненными искрами, прилетал по небу и проникал в дом через печную трубу».
Кто хочет, может почитать труд по ссылке - https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-demonologiya-na-territorii-tambovskoy-oblasti.
Однако видеть прилет змея могла только сама вдова, для остальных он оставался невидимым. Другие могут разве что заметить искры, которые сыпятся с его хвоста, да услышать свист, который он издает во время полета.
Вначале вдова «видит» от змея в облике своего мужа, только хорошее – подарки, сладости, ласки. Однако поутру оказывается, что сласти это кости или даже навоз, а ласки оборачиваются колтуном на волосах, а то оказывалось, что змей обрезал волосы женщины.
Видевшие змея женщины описывали его как огненный шар огромных размеров, за которым в полете виден хвост в виде огненного лоскута, некоторые, правда, описывали хвост в виде огненного меча. Прилетает он к своим жертвам в строго определенное время – с 12 до часу ночи.
Даже приняв человеческий облик, змей все равно не до конца избавляется от своей бесовской сути. Поэтому, если внимательно присмотреться, то можно заметить хвост или копыта.
По крестьянским поверьям упомянутый бес живет в дремучем лесу. По рассказам «очевидцев» бес нередко появлялся из леса «с тучей».
Кроме этого крестьянки рассказывали, что при нем нельзя упоминать имя Господа, иначе бес постарается убить свою жертву, настолько ему плохо при упоминании Господа. Поэтому многие, наоборот, рекомендовали поминать Бога, как защиту от беса.
Также верным признаком того, что вдову посетил бес, являлось то, что «покойный муж» отказывался сесть возле икон или же перекреститься перед ними.
Этнографы записали рассказы крестьян о том, что бес особенно буйствовал в Тамбовской области во время и после Первой мировой, когда многие крестьянки остались без мужей. При этом посещал он не только молодух. Этнографы записали рассказ крестьян из села Ольшанка о том, что в соседнем селе Воронцовке змей посещал бабушку, муж которой также сгинул в окопах Первой мировой. Возраста женщины рассказчики не указывали, но этнографы сделали вывод, что ей вряд ли было больше 50 лет. А то и намного меньше. Вспомните роман «Угрюм-река», где на первых страницах описывается мать главного героя – пожилая женщина 37 лет. Тем более, что муж «бабушки» погиб на фронте. Не думаю, что старика забрали в армию.
По рассказам очевидцев, женщина сама рассказала соседям, что ее «старик» вернулся, да не один, а с другом. Через пару дней после ее откровений женщину нашли мертвой. Соседи посчитали, что ее убил змей своим хвостом.
Или вот еще один рассказ, которую ученые записали в селе Егоровка. Местная жительница рассказала, что ее сноха тосковала три года по умершему мужу. После чего она начала его видеть перед собой и даже сожительствовала с ним. Встречи со змеем продолжались до тех пор, пока он не предпринял попытку утопить свою жертву.
От беса защититься можно было только молитвами, зачастую к вдовам приглашали подруг, монашек, родню. Они дежурили рядом с женщиной ночью и читали молитвы. Также предлагалось окуривание дома ладаном, запаха которого бес не переносит.
Кроме этого, неокторые предлагали для защиты от приставаний беса использовать нестандартное поведение. Например, выйти ночью во двор и начать грызть семечки. А на вопрос беса «что делаешь?», ответить «Вшей грызу». По мнению советчиков, змей должен был удивиться и уйти.
Но лучшей защитой было «сходить в церковь помолиться, исповедаться и причаститься».
Все вышесказанное можно посчитать рассказами неграмотных крестьян. Однако вспомните, с чего началось житие Святых Петра и Февронии – князь сразился со змеем, который прилетал к жене его брата.