Найти в Дзене

Почему именно Хортица?

Укрепления на острове, посреди широкой реки, трудно прицельно обстреливать с её берегов. Днепр, в то время, был мелок и порожист, но зато весьма широк. Как образно писал Н. В. Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра». И, если противник начнет атаковать остров по речным порогам, то ему, при движении, будет затруднительно двигаться из-за естественного сопротивления текущей воды. А, при подходе к острову, этот противник сам попадет под огонь островитян, но уже - прицельный. Который, достаточно безопасно для защищающихся, будет вестись из укреплений острова. С близкого расстояния, по скованному и медлительному в воде противнику.

Не Хортица, но один из видов ширины Днепра до постройки на реке ГЭС. Фото 1914 года.
Не Хортица, но один из видов ширины Днепра до постройки на реке ГЭС. Фото 1914 года.

Кстати, само место Хортицы князем явно выбрано не «случайно». Ведь, для родного князю Вишневецкому Волынского княжества, оно становилась «прикрытием» от возможных врагов с юго-восточной стороны. Ради такого прикрытия, чтоб привлечь в это место вольных казаков, действительно стоило «раскошелиться» и поставить укрепления, для них, за свой счет.

Карта битвы на Калке русских князей и монголов в 1223 году. Здесь видно, что Хортица занимает важное стратегическое место для будущего Галицко-Волынского княжества. Киев пал только в 1240 году.
Карта битвы на Калке русских князей и монголов в 1223 году. Здесь видно, что Хортица занимает важное стратегическое место для будущего Галицко-Волынского княжества. Киев пал только в 1240 году.
Поэтому, исходя из факта наличия «вече», в корне противостоящему «княжеской власти» по самой своей природе, логично предположить только одно: Сечь (сначала в виде её отдельных «очагов») была создана исключительно самими простыми малороссами-крестьянами.

Или - оправившимися от ран княжескими киевскими дружинниками.

Кто-то из них наверняка выжил после сражения с «Мамаем» и падения Киева в 1240 году. И мог создать после, при наличии хотя бы найденного ручейка в степи, свое поселение с крестьянским хозяйством. Уйти из разбитого города подальше было бы правильным решением. Ведь на жителей слабого города, уже не способного к обороне, наверняка будут продолжаться периодические набеги. А в просторах степи можно затеряться, подлечиться и спокойно жить.

Русский князь и его дружина. Миниатюра.
Русский князь и его дружина. Миниатюра.
Словом, скорее всего, Сечь (как «народное сопротивление», пока не на Хортице) была «рождена» бывшими, оправившимися от ран, рядовыми воинами, вынужденно ставшими крестьянами. И зародилась она задолго до Вишневецкого.

Вполне возможен ещё вариант, когда, «после Мамая», были подвигнуты кем-то к «организации самообороны» простые крестьяне.

Возможно ещё, что первые «зачатки Сечи» организовали не сами бывшие дружинники. А какие-то их «потомки». Дети, внуки и правнуки этих выживших, после разгрома Киева монголами два с лишним столетия назад, рядовых дружинников.

Данных об этом нет ни каких. Но отсутствие данных не значит, что надо «притягивать за уши» явно нелогичные фантазии с «созданием Сечи князем». Логично, как раз, совсем другое: самообразование «зачатков» Сечи, а также их развитие, простым народом в течение пары столетий.

И только когда этот «народ» начал обретать «стихийную» силу, вот только тогда и мог появиться «организатор». «Задачей» организатора стало бы «сбор всех в одном месте, чтоб как-то их контролировать». Вот это, скорее всего, Вишневецкий удачно и сделал.

Проще говоря, Вишневецкий «дерево не садил и не растил». Он подошел к уже давно выросшему огромному дереву и - просто обнес его маленьким заборчиком. Тем самым его как бы «окультурив», и даже назвав «своим».
Дерево, которое значительно старше нас, мы можем красиво оградить, чтоб как-то «облагородить». Можем даже назвать «своим». Однако, это не значит, что это именно мы его вырастили. Не смотря на наши действия, оно явно выросло само задолго до нашего рождения.
Дерево, которое значительно старше нас, мы можем красиво оградить, чтоб как-то «облагородить». Можем даже назвать «своим». Однако, это не значит, что это именно мы его вырастили. Не смотря на наши действия, оно явно выросло само задолго до нашего рождения.
Правда, «платить» за эти «выгоды» постройки Сечи на Хортице Вишневецкому пришлось тем, что (не внутри княжества своего, а только в «пределах войска») он должен был мириться с древними «свободами» казаков. Проявлявшихся в виде их вечевой практики при решении важных вопросов.

Кстати,

нечто подобное древнему «непосредственному вече» сейчас есть не только у современных российских казаков (хотя именно у них оно носит наиболее древний характер). Но и, кое-где, в современной организации российского общества.

Например, нечто похожее просматривается в современном российском «ООО» (Общество Ограниченной Ответственности). В нем, как допускается законом, может участвовать от 1 до 50 человек. При этом (если в таком обществе хотя бы более 2-х человек) его руководитель может быть легко сменяемым на голосовании и выбирается непосредственно участниками. Так что «непосредственная демократия» нами не забыта.

Цикл отдельных статей на тему «кефира и Сечи в связке» продолжается ТУТ: «Наиболее возможные истоки Запорожской Сечи». А начинается он ЗДЕСЬ. Иллюстрации берутся из открытых источников интернета, ни чьи права не нарушающих. Лайки желательны.