Его создала дизайнер из Ирана Пария Фарзане, вещи которой уже обожают Фрэнк Оушен и Pusha T.
Лондонскому дизайнеру иранских кровей Парии Фарзане 26 лет, поэтому по меркам модной индустрии ее можно считать совсем молодым кадром. Всего за четыре года после окончания Университета Равенсборн в 2016 году она успела сделать себе имя, посотрудничать с Converse и получить титул восходящей звезды британской моды. Среди поклонников ее таланта – звезды хип-хопа Фрэнк Оушен и Pusha T, а также баскетболист Кайри Ирвинг.
В отличие от большинства молодых дизайнеров, Пария относится к уличной моде без особого фанатизма. От нее девушка неизменно берет свободные силуэты и функциональные детали, которые ловко замешивает с костюмным кроем и традиционными иранскими мотивами. Так Пария стремится переосмыслить вопрос культурной принадлежности в условиях глобального мира. Тем интереснее познакомиться с ее творчеством поближе.
Происхождение
Пария – дочь иранских иммигрантов, которые приехали в Великобританию 30 лет назад. В своей одежде она обращается к национальным обычаям Ирана, а также использует традиционные техники изготовления узоров. Пария бросает вызов стереотипному восприятию восточной культуры, которое укоренилось в западном сознании.
«И хотя я родилась в Англии, каждый год я обязательно приезжаю в Иран, – рассказывает Пария. – Я чувствую связь с этой культурой и очень этим горжусь». История происхождения дизайнера неизменно находит отражение в коллекциях, где восток и запад состоят в непрерывном диалоге.
Традиции
«СМИ постоянно дискредитируют имидж Ирана и Ближнего Востока в целом, – считает Пария. – Каждый раз думаю: вот бы только люди понимали, какая у нас красивая культура!» Наглядным тому свидетельством служат традиционные иранские узоры, которые украшают ее одежду.
Той же цели служат и ее показы, которые скорее напоминают иммерсивные шоу. Стоит признать, Пария умеет производить впечатление: то организует краеведческую выставку, посвященную национальному празднику Новруз, то устроит импровизированную свадьбу в лучших иранских традициях, то раздаст всем гостям желтые розы, исконно символизирующие мир и любовь на Ближнем Востоке.
Материалы
Существует два лагеря дизайнеров: те, кто исследует возможности современных технологий материалов, и те, кто ставит перед собой задачу сохранять и развивать традиционные ремесленные техники. Пария представляет собой редкое исключение, ловко комбинируя в своей работе оба этих подхода.
Так, в своей последней коллекции дизайнер использует для изготовления верхней одежды утеплитель Thermore, созданный из переработанных бутылок, рыболовных сетей и другого океанического пластика. Основу курток и брюк составляет технологичная ткань Gore-Tex, призванная защитить от воды и при этом обеспечить надежную вентиляцию.
Вместе с тем важной приметой каждой коллекции остается одежда из хлопкового текстиля, который изготавливают в Исфахане. Испокон веков это иранский город славится своими тканями. Традиционно их украшают цветочными орнаментами, узорами пейсли и другими восточными мотивами путем нанесения краски с помощью деревянных оттисков.
Все пигменты имеют растительное происхождение. За основу своих красок местные мастера берут шафран, куркуму и гранат. «Мне нравится экологичность такого подхода и тот факт, что я могу применить его при создании своих коллекций, – говорит Пария. – Впрочем, не считаю нужным кричать об этом на каждом углу».
Позиция
Исследование собственных корней – далеко не единственная цель молодого дизайнера. Через моду Пария часто высказывает свою позицию на тему волнующих ее процессов и событий в современном мире. «Я стараюсь открыть людям глаза на те вещи, которые не видят или стараются не замечать», – комментирует Пария. И ради достижения своей цели использует самые разные средства.
Это могут быть зловещие клоунские маски на моделях как попытка сохранить приватность в мире, где за нами неустанно следит «большой брат». Или приглашения в виде пластиковых пакетов для телефонов, призывающие задуматься о нашей зависимости от собственных гаджетов. Или плащ с таможенными отметками как реакция на ужесточение иммигрантской политики Великобритании.
Равноправие
За последние несколько лет лондонская модная сцена успела взрастить целое поколение дизайнеров из иммигрантских семей, которые ставят своей задачей исследование культурной идентичности через призму мужского гардероба. Среди них немало знакомых женских имен: Грейс Уэльс Боннер, Мартин Роуз, Прия Ахлувалиа, Бьянка Сандерс и, конечно же, сама Пария Фарзане.
На вопрос о том, почему она решила создавать мужскую одежду, дизайнер отвечает просто: «Дизайн женской одежды часто обусловлен одним из двух критериев – короткая длина либо облегающий силуэт». И если дизайнер никогда не критикует объективацию прямо, то всегда выступает за равноправие – и в выборе одежды в том числе. Об этом красноречиво говорят и продажи ее коллекций, которые пользуются спросом у покупателей обоих полов.
Одним из ярких размышлений на тему равноправия стал вышеупомянутый показ с импровизированной иранской свадьбой. Согласно задумке зал поделили на мужскую и женскую часть. Когда гости заняли свои места, гостей во второй части оказалось заметно меньше. Так девушка хотела обратить внимание на проблему модной индустрии, где по-прежнему главенствуют мужчины.