Найти тему
Пески времени...

Таинственная "Мария Селеста". Корабль-призрак, чья тайна до сих пор не разгадана.

Оглавление
Рисунок "Марии Селесты" ("Амазонки") в 1861 году (Общественное Достояние)
Рисунок "Марии Селесты" ("Амазонки") в 1861 году (Общественное Достояние)

В декабре 1872 года капитан брига "Деи Грация" обнаружил дрейфующее судно. На все посылаемые сигналы судно не отвечало. Часть экипажа брига высадилась на загадочной бригантине, но судно оказалось пустым. Последняя запись в судовом журнале была сделана в ноябре 1872 года. Найденное судно называлось "Мария Селеста"...

Здравствуйте, друзья!

В одной из своих статей Десять причудливых тайн во времени и в пространстве я упоминала о таинственном корабле под именем "Мария Селеста", сегодня хочу рассказать об этом более подробно.

"Мария Целеста" ("Мария Селеста", Mary Celeste, "Мария Небесная") - парусный корабль (бригантина), покинутый экипажем по невыясненной причине и найденный 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара кораблем "Деи Грация". Классический пример корабля-призрака." (Википедия).

Бригантина с женскими именами

"Мария Селеста" была торговой бригантиной, спущенной на воду под британской регистрацией в 1861 году как "Амазонка". Я не буду рассказывать о судьбе бригантины до 1872 года. Корабль, ходивший по торговым путям с различными грузами, уже в начале истории своего существования столкнулся с гибелью капитана, попал в несколько неприятных ситуаций, а так же в шторм, закончившийся тяжелыми повреждениями. На "Амазонке" менялись капитаны, у нее были новые владельцы. Корабль был восстановлен и зарегистрирован уже под новым именем - "Мария Селеста", но это, к сожалению, не уберегло его в дальнейшем. Может виной всему стали женские имена, которые носила бригантина?

"Мария Селеста" (фото www.smithsoniangmag.com)
"Мария Селеста" (фото www.smithsoniangmag.com)

В 1869 году владельцем корабля стал Джеймс Винчестер. Судно, побывавшее во многих руках, потрепанное штормами, нуждалось в капитальном ремонте. Да и лет ему было уже немало. В начале 1872 года был проведен капитальный ремонт, увеличивший длину, ширину, осадку и водоизмещение судна, появилась и вторая палуба. Естественно, что стоимость судна тоже возросла.

Последний маршрут "Марии Селесты"

29 октября 1872 года по консорциуму, касавшемуся владением судном, 4/12-х доли корабля отошли к его новому капитану 37-летнему Бенджамину Бриггсу.

5 ноября 1872 года "Мария Селеста" вышла в плавание с грузом спирта-ректификата. Она отправилась из Нью-Йорка в порт Генуи. На борту корме капитана и команды в 7 человек, находились жена капитана Сара Элизабет Кобб Бриггс и их двухлетняя дочь Софья Матильда.

Слева направо: Бенджамин Бриггс, капитан "Марии Селесты"; Альберт К.Ричардсон, первый помощник; Сара Бриггс, жена капитана; София Бриггс - дочь капитана.
Слева направо: Бенджамин Бриггс, капитан "Марии Селесты"; Альберт К.Ричардсон, первый помощник; Сара Бриггс, жена капитана; София Бриггс - дочь капитана.

У супругов был еще один ребенок, сын Артур, но он на время плавания родителей остался с бабушкой.

Спустя 4 недели после начала пути "Мария Селеста" была обнаружена бригом "Деи Грация" под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса.

Дэвид Рид Морхауз и его команда обнаружили неизвестное судно, странно курсирующее по волнам. Фото: gibraltar-intro.blogspot.com
Дэвид Рид Морхауз и его команда обнаружили неизвестное судно, странно курсирующее по волнам. Фото: gibraltar-intro.blogspot.com

Это произошло неподалеку от Азорских островов. Команду "Деи Грации" удивила манера хода встречной бригантины. Да и на все подаваемые сигналы она не реагировала. Капитан приказал нескольким матросам отправиться к судну на шлюпке.

Что было найдено на "Марии Селесте"?

Когда матросы поднялись на бригантину, то обнаружили, что на борту нет ни живых, ни мертвых, а последняя запись в судовом журнале сделана 24 ноября. Несмотря на отсутствие экипажа и пассажиров, судно все еще находилось в мореходном состоянии, хотя между переборками и палубами была морская вода, уровень которой в трюме достигал 3,5 фута (1 метр).

Крышки люков были сняты, причем створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, были закрыты брезентом и заколочены досками. Секстант и хронометр найдены не были, а компас был разбит, скорее всего, при неудачной попытке спешно его снять.

Груз на судне почти не пострадал, а запасов продовольствия хватило бы на шесть месяцев.

Недоеденная еда осталась в каюте корабля (слева) .Команда "Деи Грации" поднимается на борт "Марии Селесты" (справа).  (Архивист /Adobe/Stock)
Недоеденная еда осталась в каюте корабля (слева) .Команда "Деи Грации" поднимается на борт "Марии Селесты" (справа). (Архивист /Adobe/Stock)

В капитанской каюте на столе была нетронутая еда, стояла шкатулка с драгоценностями и рядом две пачки денег. По полу разбросаны детские игрушки, а в швейной машинке жены капитана оставлено неоконченное шитье. Матросы не забрали свои курительные трубки - они были сложены в кубрике. Все это, как посчитал Дэвид Морхауз, свидетельствовало о том, что команда спешно покинула судно. Единственная шлюпка, бывшая на судне, исчезла.

Найденную "Марию Селесту" со штурманом Оливером Дево и несколькими матросами с "Деи Грации" на борту переправили в Гибралтар. Британское Адмиралтейство провело обстоятельное расследование с подробным осмотром корабля (в том числе и водолазами ниже ватерлинии) и тщательным опросом очевидцев. Именно материалы этого следствия и являются основным и самым надежным источником сведений о происшествии.

Что же на самом деле случилось с "Марией Селестой"?

Обнаружение корабля породило массу домыслов и слухов. Чего только не предполагали: мятеж на корабле, нападение пиратов, воздействие "Бермудского треугольника", инфразвука, нападение гигантских кальмаров, осьминогов или "морских змеев", и даже нашествие пришельцев из космоса.

"Инопланетяне", атакующие "Марию Селесту" Фото: www.flickr.com
"Инопланетяне", атакующие "Марию Селесту" Фото: www.flickr.com

Из обрывков свидетельств можно составить возможный сценарий происшедшего: на корабле произошло нечто такое, что заставило капитана запаниковать и спешно вместе с командой и пассажирами покинуть судно.

При допросе Оганеса Андерсона (матроса с "Деи Грации") выяснилось, что главный фал - крепкая веревка около 8 см в окружности, была найдена сломанной и свисала с борта бригантины. Что, если капитани "Марии Селесты" приказал команде сесть в спасательную шлюпку и покинуть корабль, привязав шлюпку фалом, чтобы посмотреть, что произойдет дальше? Куда в этом случае делась шлюпка? Может судно попало в шторм, веревка порвалась и люди не смогли вернуться на "Марию Селесту"?

Может быть и так. Остальные версии как-то себя не оправдали. Версия захвата пиратами не объясняет наличие денег и драгоценностей в каюте капитана, а также запасов спирта на корабле, которые оказались нетронутыми (кроме 9 баррелей). Версия нападения или мятежа не объясняет отсутствия следов борьбы и возможных жертв. Ну а версии о "Бермудском треугольнике", огромных "гадах" и инопланетянах вообще относятся к области фантастики и непроверяемых предположений.

Гипотеза о воспламенении паров спирта

Эта гипотеза кажется самой правдоподобной из всех существующих. По словам морского капитана Дэвида Уильямса, "Мария Селеста" была оставлена из-за морского землетрясения, относительно распространенного явления на Азорских островах. Из-за морской волны разлилось 9 бочек денатурированного спирта, в результате чего возникло опасение взрыва алкогольных паров.

На корабле действительно были найдены 9 пустых бочек, сделанных из красного дуба,очень пористого, древесина которого могла пропускать влагу. Остальные бочки были из белого дуба, который имеет закрытые поры. Кроме того, экипаж "Деи Грации" не почувствовал на судне запаха алкоголя и заявил, что главный люк был плотно закрыт, чего бы не было после взрыва.

"Мария Селеста" могла попасть в морское землетрясение.
"Мария Селеста" могла попасть в морское землетрясение.

Правда, в 1940 году в США вышла книга "Розовый коттедж", изданная дальним родственником Бриггса - Оливером Коббом. Он утверждает, что детально изучил материалы следствия по бригантине, сохранившиеся в Британском Адмиралтействе, сумел ознакомиться с семейным архивом капитана Морхауза, а именно, материалами, связанными с тайной "Марии Селесты", и пришел к выводу, что спирт все-таки мог взорваться: бочки оказались негерметичными, спирт медленно испарялся, его пары, смешиваясь в замкнутом пространстве с воздухом, образовали взрывоопасную смесь, которая и взорвалась 24 ноября 1872 года. Мощность взрыва была небольшой, Бриггс приказал проверить трюм, для чего матросы и сняли крышки. А немного позже произошел взрыв уже в носовом трюме, опрокинувший там крышки люков.

Бриггс, опасаясь очередного, более сильного взрыва, приказал спешно покинуть судно. Спуск шлюпки и бегство с корабля, скорее всего, происходили в обстановке нарастающей паники. Капитан успел собрать судовые документы, прихватил хронометр и секстант, но в спешке забыл о судовом журнале. И, опять же, возвращаясь к порванному фалу: если Бриггс не намеревался совсем покидать бригантину, а хотел только обезопасить команду, он бы привязал шлюпку к буксирному тросу длиной в 100-150 метров. Скорее всего, троса такой длины на судне не оказалось, и экипаж использовал дирик-фал (это оказывается длинная снасть, которой поднимают косой парус, поэтому на бригантине этот парус был спущен).

Исходя из данной гипотезы Оливера Кобба, шлюпка быстро отошла от судна на расстояние около 130 метров и дрейфовала. Сильного взрыва не произошло, так как взрывоопасная смесь улетучилась через открытые люки обоих трюмов. Внезапно изменившийся ветер наполнил паруса бригантины, и она быстро набрала ход, а шлюпка, перегруженная людьми, оставалась на месте. Связывавший их фал натянулся и лопнул. Неуправляемая "Мария Целеста" ушла на восток, а шлюпка была потоплена надвигающимся штормом.

Памятник экипажу "Марии Селесты", который "бесследно исчез". (lost-at-sea-memorials.com)
Памятник экипажу "Марии Селесты", который "бесследно исчез". (lost-at-sea-memorials.com)

Теорию взрыва решил подтвердить доктор Андреа Селла, ученый из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, продемонстрировав это опытным путем. Он воссоздал условия, которые заставили капитана Бриггса немедленно эвакуировать команду "Марии Селесты". Стелла наполнил бокс кусками бумаги и бутаном, затем поджег их. В результате возгорания возникла сильная вспышка, угасшая после сгорания бумаги. Ученый предположил, что подобная вспышка могла возникнуть и в грузовом отсеке корабля, команда переполошилась, а капитан испугавшись еще одного, более мощного взрыва, решил эвакуировать людей.

В любом случае, версия о том, что команда покинула судно добровольно, вполне резонна. Действия капитана Бриггса можно считать абсолютно разумными и полностью оправданными, хоть они в результате и привели людей к гибели.

Другие существующие версии о гибели "Марии Селесты"

Еще одну версию выдвинул Лоуренс Киттинг. Это версия о мошенничестве капитанов-друзей: Морхаузена и Бриггса. По его предположению "Мария Селеста" была недоукомплектована и, чтобы преодолеть наиболее трудную часть маршрута, на ее борт должны были перейти три матроса с "Деи Грации". Капитаны назначили встречу у Азорских островов, чтобы там матросы вернулись обратно.

Но во время плавания произошла страшная трагедия: в результате несчастного случая погибла жена Бриггса, после чего он стал вести себя неадекватно, а команда начала пьянствовать. Капитан погиб, а команда занялась поножовщиной. Помощник капитана, не желая брать на себя ответственность, решил оставить корабль. Но не вся команда его поддержала. На "Марии Селесте" остались три матроса с "Деи Грации" и кок, которых впоследствии обнаружили на оставленном судне. Морхаузен предложил морякам сказать, что все они члены команды "Деи Грации", а на "Марии Селесте" людей не обнаружено.

У документалистики Энн Макгрегор оказалось свое мнение . По ее версии капитан имел дело с бурным морем, неисправным хронометром, засорившимся насосом, что и заставило его покинуть корабль. Якобы Бриггс не смог определить количество морской воды в корпусе корабля, который был настолько заполнен, что визуальный осмотр был бесполезен. Как только капитан заметил сушу, он, возможно, подумал, что лучше покинуть корабль, чем ждать, пока он затонет.

"Мария Селеста" 5 декабря 1872 года (Архивист /Adobe Stock)
"Мария Селеста" 5 декабря 1872 года (Архивист /Adobe Stock)

Рассказы "очевидцев" трагедии

Тайна "Марии Селесты" давно вышла за рамки локальной, так как о ней стали говорить везде. С окончанием расследования истории о загадочном корабле не прекратились. Время от времени шарлатаны приходили в редакции газет и выдавали себя за выживших матросов. Они получали гонорар за "настоящие истории", и тут же скрывались. А в 1884 году в лондонском альманахе "Кроникл Мэгэзин" появились воспоминания некоего Хебекука Джефсона, который был на борту злополучного корабля. Однако позже оказалось, что автором этих "воспоминаний" был начинающий автор Артур Конан Дойл.

Но, его коротенький рассказ был только началом серии рассказов на ту же тему. В 1913 году в журнальной статье появился рассказ человека под именем Фосдик, который утверждал, что был свидетелем гибели утонувшего экипажа. В 1920-х годах был опубликован рассказ некоего Китинга о спасшемся человеке по имени Пембертон. Затем Киттинг написал о нем целую книгу. Книга имела успех, который и привел к расследованиям, а затем и к разоблачению ее автора.

Дальнейшая судьба корабля

После ремонта корабль использовался еще 12 лет. В августе 1884 года его капитаном стал Гилман Паркер. 3 января 1885 года корабль налетел на рифы у берегов Гаити. Это было сделано преднамеренно, мошеннические действия капитана вскоре были раскрыты и Паркер предстал перед судом. Правда, судебное дело было урегулировано мирным путем и капитан был отпущен, но его профессиональной репутации был нанесен серьезный ущерб, а Паркер умер в бедности спустя три месяца.

Так закончилась трагическая судьба брига, носившего женские имена. Может корабль изначально неправильно называли?

История "Марии Селесты" до сих пор остается одной из самых легендарных загадок моря.

В августе 2001 года экспедиция во главе с археологом и писателем Клайвом Касслером отыскала обломки судна возле рифов, где затонула "Мария Селеста", правда экспертиза обломков показала, что это было судно более поздней постройки. Где же ты, трагическая и загадочная "Мария Селеста"?

Фотографии и материалы взяты из открытых источников.