Найти тему
Наш край

«Велосипедный» вандализм в городе

В начале июля в Барановичах начал работу велошеринг «Колобайк». Часть горожан по достоинству оценила удобство сервиса, но некоторые начали использовать велосипеды не по назначению. В интернете появляются фотографии желтых байков на крышах или ветках деревьев, есть случаи повреждения велосипедов. Насколько актуальна проблема «велосипедного» вандализма для города и есть ли вероятность, что сервис прекратит здесь свою работу, «НК» рассказал Геннадий Суховерхий, директор велошеринга в Барановичах и Пинске.

Удобство и разнообразие досуга

Барановичи стали третьим городом в Брестской области, где работает прокат велосипедов «Колобайк»: чуть ранее желтые роверы появились на улицах Бреста и Пинска. У нас сервис запустили 8 июля. Это стало приятным сюрпризом для горожан в честь дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Изначально в парке проката было 50 байков, в течение месяца их количество возросло до сотни. Удобство сервиса быстро оценили многие горожане, и яркие двухколесники часто мелькали в разных микрорайонах города. Для людей, не практикующих частые велосипедные прогулки, прокат стал хорошей альтернативой приобретению собственного байка. А у кого-то появилась возможность разнообразить досуг. Как рассказал «НК» Геннадий Суховерхий, уже сейчас Барановичи стали одним из городов, где сервис особенно востребован. Мы лидируем не только по количеству поездок, но и по их продолжительности.

– Я начала пользоваться услугами проката, как только он появился в Барановичах. Дома у меня есть свой велик, но катаюсь я в основном по вечерам в парке своего района, –

рассказывает 23-летняя Марина Новицкая. – А когда прогуливаемся с друзьями в центре города, то не упускаем возможности прокатиться еще и на «колобайках». Нравится доступность сервиса: поездки обходятся недорого. Конструкция велосипедов тоже продумана неплохо: есть корзина для сумки или рюкзака, можно регулировать сиденье.

Воры, вандалы или шутники?

Однако спустя некоторое время с желтыми велосипедами начали происходить разные неприятные инциденты: горожане порой обнаруживают их в совершенно неожиданных местах и не всегда в исправном состоянии.

– Велосипеды на ветках или на крышах – это хоть и крайне неприятное для нас явление, но обходится оно без последствий. Байк можно снять и вернуть на место. Кстати, чаще всего это делают именно те, кто их туда забрасывает. Нам известны случаи, когда молодые люди вешают велосипеды, потом снимают видео или фотографируют это, а затем выкладывают на своих страницах в социальных сетях. Но практически всегда находится тот, кто со стороны за всем этим наблюдает и тоже фиксирует на камеру. И как правило, это либо случайные прохожие, либо жители близлежащих домов, выглядывающие из окон. Здесь мы имеем дело скорее с шутниками, нежели с вандалами, – рассказывает Геннадий Суховерхий.

Гораздо хуже, когда велосипеды повреждают или ломают. Такая проблема существует почти во всех городах, где работает сервис. В Пинске, например, пятеро подростков затащили байк за старое здание, а потом подожгли. Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

-2

– В Барановичах таких серьезных ЧП пока не было. Тем не менее, неприятные случаи есть. Чаще всего усилия вандалов направлены на повреждение систем блокировки или GPS-отслеживания. Но встречается и эксклюзив. В районе улицы Колхозной недавно нашли прокатный велосипед со сломанными и выбитыми спицами в колесах. А одна супружеская пара прятала «колобайк» у себя в гараже пять дней. По системе навигации мы заметили, что объект долго не двигается, чего быть не должно. Все стало на свои места, когда GPS привел нас в частный двор. Однако велосипеда в гараже уже не было. Как оказалось, все это время хозяева гаража пытались безуспешно разбить молотком систему блокировки. А когда потеряли надежду это сделать, отвели велосипед и оставили его рядом с административным зданием автобусного парка. Но из-за повреждения навигационной антенны геолокация показывала, что велосипед по-прежнему стоит в гараже.

Почему так делают?

Что движет подростками, развешивающими велосипеды на ветках, более-менее ясно. Возможно, желание подурачиться и способ весело провести время, пусть сомнительный и не совсем адекватный. Системы же блокировки ломают скорее с меркантильными целями: разбить замок, повредить навигацию, чтобы из прокатного превратить ровер в личный.

– Однако эти попытки бесполезны: все происходящее отслеживается и фиксируется, – говорит Геннадий Суховерхий. – Но после таких выходок порой просто опускаются руки: неужели люди не понимают, что мы работаем для них. Зачем что-то ломать? Многие так пытаются реализоваться в глазах друзей. Но эффект будет обратным. Кто будет уважать человека, который портит то, что другим приносит пользу? Почти каждый день жители Барановичей присылают нам скриншоты переписок со своими знакомыми, где обсуждают поступки этих людей. Большинство относятся к ним негативно, называя дикостью.

По словам директора велошеринга, в Барановичах пока ни один из инцидентов не закончился обращением в милицию, поскольку все поврежденные велосипеды удалось отремонтировать.

– Но по опыту работы в других городах я знаю, что всплеск случаев вандализма обычно фиксируется спустя два месяца после появления сервиса. Возможно, это произойдет и в Барановичах. Материалы о сломанных и не подлежащих ремонту велосипедах будут передаваться в милицию, а виновникам придется отвечать по закону, – говорит Геннадий Суховерхий. – Если таких фактов будет очень много, а услуги проката, наоборот, станут менее востребованными, будет решаться вопрос о прекращении работы сервиса в Барановичах.

Наталья СМИРНОВА

Фото читателя и из службы технической поддержки велошеринга «Колобайк»