Найти тему
Irine ParfSense

«Как корабль назовешь, так он и поплывет». Роль названия аромата в восприятии

Оглавление

Названия парфюмерных творений (как и бриф для парфюмера впрочем) – отдельный вид искусства. Какие-то бренды подходят к вопросу наименований просто, утилитарно, а какие-то как раз на именах ароматов и "делают успех".

Важность названия невозможно переоценить. Причина в следующем…

Дистантрецепторы обоняния – не самые развитые рецепторы у человека. В процессе эволюционного развития органов чувств в адаптации к окружающей среде зрение сыграло более значительную роль и получило приоритетное развитие. И сегодня обоняние не является необходимым для выживания.
Да, мы по-прежнему можем ощущать резкие неприятные запахи, сигнализирующие об опасности, и отличать по запаху испорченный продукт от неиспорченного. Но различать тонкие запахи человеческих тел, животных, окружающей среды большинство из нас не в состоянии.

Возможно, это и есть причина популярности громких шлейфовых ароматов – чтоб почувствовать так почувствовать, ух)

Наш мозг очень легко обмануть

Если в названии парфюма или в его маркетинговой пирамиде фигурирует слово «базилик», то большинство тестирующих подтвердит наличие этой ноты. И при этом сам аромат вовсе не обязательно должен пахнуть базиликом. Накопленный ольфакторный опыт и воображение проворачивают фокус с воспроизведением в памяти названного компонента и накладыванием воображаемого образа на реальные сигналы рецепторов.

В пирамиды можно смотреть, а можно не смотреть. Лично я предпочитаю впервые тестировать новый аромат, когда уже не помню в точности его нот. Впечатление без пирамиды – наиболее честное.

Но на название-то не смотреть невозможно (разве что, если друг-парфманьяк не устраивает для Вас «слепой затест»). При вдыхании аромата, в названии которого написано «базилик», от призмы воспоминаний о запахе базилика избавиться крайне трудно.

Можно условно разделить названия парфюмерных композиций на три группы:

1. "Запах"– как называется, так и пахнет – самая крупная группа. Её можно разделить на подгруппы:

1.1. Названия – главные ноты (примеры: La Tulipe, Paprika Brasil, Lys Mediterranee, Mure et Musc, Dom Rosa, Patchouli Patch, Coco Extreme и многие другие).

1.2. Названия – комплекс ощущений, ситуации (By the Fireplace, Gathering Apples, Un Jardin En Mediterranee и т.д.)

2. "Образ" – названия из известных слов, не связанных с нотами, создающие определенный образ аромата (Eau des Merveilles, Cierge De Lune, La Pausa, Dune, Cologne Indelebile, Lilt, Lucky и т.д.)

3. "Абстракция"– выдуманное слово, не вызывающее никаких образов и ассоциирующееся в дальнейшем только к самим ароматом. Такой подход к наименованию встречается реже (Jenipapo, №19 и другие номера. Затрудняюсь продолжить список примеров, может вам известны другие абстрактные названия?)

Из-за описанных выше особенностей восприятия название парфюма может сыграть с ним злую шутку. Рассмотрим же, наконец, пример.

L'Artisan Parfumeur Mechant Loup

Хех, как странно, но... я художник, я так вижу :D
Хех, как странно, но... я художник, я так вижу :D

Аромат выпущен в 1997 году. Парфюмер Бертран Дюшофур

Композиция аромата включает ноты: лесной орех, древесные ноты, сандал, кедр, мед, лакричник, мирра, пралине

Злой Волк – название-образ. Как же много отзывов о Злом Волке как об аромате с нотами звериной шерсти, ложа волка. И о том, что этот аромат суровый, темный, мужской (ну не волчица же, а волк-мужик). А ещё о том, что в аромате есть ощущение присутствия рядом дикого зверя, ощущение опасности. В общем, что только люди ни напишут, глядя в название и представляя себе злого волка…

На деле же аромат про фундук и терпкий мёд, про уютный лакричник, про древесную кору и сухие ветки, упавшие на землю, про опавшую листву, поверх вороха которой – сухая золотая осень, а под ворохом – прелые влажные листья. Mechant Loup – квинтэссенция тихой доброй осени.

Уверена, если бы аромат назывался «Золотая осень в лесу», никто бы даже не заикнулся о запахе волчьей шерсти.

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях, мне будет интересно узнать).