- В наше время было так. Мы с друзьями или семьей собирались и шли в Кинотеатр. Кинотеатр – это огромный зал с очень большим телевизором. Ну, это не совсем телевизор, а большой белый экран, на который светят из кинопроектора.
В кинотеатре покупали билеты. Иногда билеты нужно было купить заранее, иначе достанутся плохие места или вообще на этот сеанс не попадешь. Перед тем как начать смотреть фильм мы еще покупали огромное ведро попкорна, газировку и шли в Зал.
- Деда, а зачем ведро попкорна?
- Даже не знаю, так было принято - есть во время просмотра попкорн. А чтобы его хватило на весь фильм, брали целое ведро. Правда, попкорн все равно заканчивался еще во время рекламы. Да, перед фильмом была реклама других фильмов.
В общем, мы все собирались, брали попкорн, садились в кресла и без остановки смотрели двухчасовое кино.
- Всего два часа?
- Да, всего два часа. Ведь фильм нельзя было поставить на паузу, приходилось сидеть от начала и до конца.
- А если в туалет захочется?
- Да с этим были проблемы, нужно было сходить заранее и не брать с собой много газировки. Наверное, поэтому в кинотеатрах она продавалась только в маленьких бутылочках по цене большой.
А еще во время просмотра кто-то из зрителей шумел, громко смеялся над несмешными шутками и отпускал еще более несмешные комментарии. Случалось, что кресла в кинозале были неудобными, и ты быстро уставал в них сидеть. Но мы все равно ходили в кинотеатры.
Оно того стоило! Это была своего рода традиция, приключение, событие в твоей жизни…
Примерно так я представляю, как буду рассказывать новому поколению, не заставшему большой экран, о походе в кино. Как об архаичной, странной и немного не логичной традиции.
Почему я так категоричен? Сейчас объясню.
Сегодня мы живем на рубеже эпох, наблюдая за противостоянием старых и новых принципов кинодистрибьюции.
С одной стороны у нас все еще есть кинотеатры (если не брать в расчет ограничения из-за пандемии). Кинотеатр – это место, где принято смотреть фильмы в определенных условиях. Зачастую не в самых удобных креслах. В обществе незнакомых людей, не всегда уважающих наше право на спокойный просмотр. Без возможности взять паузу на тот же туалет или отдых (и не пропустить фрагмент фильма).
Зато в кинотеатр мы можем пойти большой компанией с близкими, друзьями или коллегами. И посмотреть фильм на большом экране с качественным звуком и картинкой. Да и сам просмотр киноленты в кино - событие, пусть и обыденное, но все же более значимое, чем просмотр этого же фильма на экране телевизора. Согласитесь.
С другой стороны у нас теперь есть онлайн сервисы или онлайн кинотеатры, предлагающие огромную по меркам кинотеатральной афиши библиотеку, в которой каждый найдет себе что-то по вкусу. Фильмы в онлайн можно смотреть где угодно, когда угодно, с кем угодно и в каком угодно кресле, диване, кровати, бассейне. С возможностью делить просмотр на порции. Со всего лишь одним незначительным «но». Качество просмотра напрямую зависит от качества (класса) устройства, на котором смотришь.
И данное противостояние сильнее обнажилась в период пандемии Covid-19. Когда на посещение кинотеатров наложен законодательный запрет, банкротящий киносети по всему миру. Например, мой любимый кинотеатр в Екатеринбурге, который существовал обособлено от торговых центров, уже не существует.
Тем временем кинокомпании, успевшие пересесть на онлайн прокат или изначально на нем специализирующиеся, получают сверхприбыли! Что в свою очередь является серьезной предпосылкой к скорой смерти или радикальной реформации кинопрокатного бизнеса. Поневоле начинаешь задумываться о судьбе кинотеатров.
Хотя, вполне возможно, я излишне сгущаю краски. Смерть кинотеатрам за их более чем столетнюю историю предрекали не раз.
Золотые годы кинотеатров
Давным-давно на заре кинематографа, когда у кинотеатров не было конкурентов, а у зрителя альтернативы, киностудии владели собственными сетями кинозалов снимая для них прокатный материал. Студии собирали выручку не только с билетов, но и с продажи попкорна и газировки. И получалось неплохо.
Настолько неплохо, что в 1948 году антимонопольная служба США запретила студиям владеть кинотеатрами, во избежание намеренного завышения цен на просмотр особенно востребованной у зрителя картины.
С этого момента и началась самостоятельная… ну, почти самостоятельная жизнь кинотеатрального бизнеса, которая сегодня становиться камнем преткновения для самих киносетей. Но тогда это были золотые годы кинотеатров – студии и прокатчики делили прибыль поровну. Продажи билетов с попкорном и газировкой, совершенно неискушенному на тот момент зрителю, были очень прибыльным делом. И до 60-х годов казалось, что так будет всегда.
Телевидение
В 60-е впервые заговорили о смерти кинотеатров. К тому моменту телевидение стало повсеместным и многие всерьез считали, что оно заберет всех зрителей у кинотеатров. Но случилось так, что кино и телевидение, сознательно или нет, поделили между собой аудитории.
Телевизионщики пытались каждый день собрать перед экранами всех без исключения членов больших американских семей. Поэтому производимый ими продукт был массовым, поставленным на поток и от того не особо глубокомысленным.
Сам же американский кинематограф к тому времени окончательно сформировался, пережил «Золотой век» и вступил в эпоху «нового Голливуда». Он пытался догнать и перегнать достижения «французской новой волны», снимая глубокие и осмысленные картины. Картины, претендующие (и не безосновательно) называться Искусством!
А искусство, как известно, вещь почти иррациональная, понятная далеко не каждому в силу возраста, классовой принадлежности и не без снобизма будет сказано - интеллекта. От того конфликта как такового у кино и ТВ не случилось.
Фильмы слишком далеко зашли на территорию искусства, вобрав в себя некоторые его принципы. Одним из которых был «Искусство никому ничего не обязано». Что никак не стыковалось с массовым продуктом - телевидением. Поэтому получилось так, что ТВ если и забрало аудиторию у кинотеатров, то только ту, на которую последние уже не претендовали.
Видеопрокат
С началом эпохи видеокассет и видеопрокатов, пришедшейся на начало 80-х, вновь пошли разговоры о шатком положении кинотеатров. В этот раз ситуация была серьезнее. Теперь у кинотеатров появился прямой конкурент – альтернативный метод кинодистрибьюции. Видеопрокат предложил то же самое, но с иными и для кого-то более удобными условиями поглощения контента.
Но кинотеатры не умерли. Всему виной - договоренность, из-за которой студии начинали распространять кино на видеоносителях, выдерживая определенную паузу после кинопроката. Вы ведь замечали, что после выхода картины на большие экраны крайне затруднительно в первые месяцы найти ее в хорошем качестве там, где мы – обитатели постсоветского пространства – обычно ищем фильмы.
В общем, кассеты не убили кинотеатры, а наоборот, лишь дополнили собой кинобизнес, позволяя порой собирать недособранную с кинопроката прибыль.
Сегодня
Вот мы и добрались до нынешних дней, когда баллом правит интернет, и неплохо давит кинотеатры. На этот раз альтернативный способ кинодистрибьюции предлагает что-то совершенно новое не только потребителю, но и кинопроизводству.
С потребителем все ясно. Он теперь не обязан ради просмотра вставать с дивана. Не нужно идти покупать кассету или диск. Он может начать смотреть все, что угодно. А если не понравится, перестать смотреть когда угодно или переключиться на более подходящий для него контент. При этом потребитель («зритель» уже как-то неуместно) даже не будет волноваться, что заплатил деньги за не заслуживающее времени и сил кинотворение. Ведь в большинстве случаев нужно оплатить только подписку!
Но чем выгодно присутствие в глобальной сети кинопроизводству? Многие скажут, что интернет только забирает деньги у студий! Ведь глобальная сеть – это кормушка для пиратства. И будут правы!
Да, первое время киношники были сильно озадачены проблемой пиратства, пока не поняли, что основным мотивом потребления пиратского контента является не его бесплатность, а удобство доступа и безграничность выбора. После осознания этого факта студии быстро вернули себе подавляющую часть аудитории. Добавив за почти символическую цену к выше перечисленным удобствам - безопасность, постоянное качество и еще более быстрый поиск. Теперь фильмы появляются в интернете одновременно с релизами на DVD и Blu-Ray.
В историю о почти побежденном пиратстве могут не поверить некоторые жители стран СНГ. Ибо мы до сих пор остаемся главными пользователями торрент сайтов. И да, на западе качать какие-то файлы с трекеров - это что-то из последнего курса высшей школы хакерства.
В итоге интернет увеличил прибыль посткинотеатральных релизов, снизив ее у кинозалов. «Зачем идти в кино? Я лучше потом дома посмотрю».
Из-за тенденции к домашнему просмотру студийные боссы, большая часть которых в меру своего консерватизма не хотела видеть потенциал в онлайн дистребьюции, начала в первую очередь думать не о сценарии и персонажах, а о масштабности и зрелищности. О том, что потенциально могло завлечь зрителя в кинотеатр для просмотра картины на большом экране в Dolby Digital. Из-за чего, кстати, в последнее время заметна резкая деградация сюжета картин, идущих в кинотеатрах.
Прогрессивная же часть кинематографистов, осознавая потенциал онлайн релизов, перетянула к себе более требовательного к содержанию кинокартин зрителя.
А началось все с сериалов.
Сериалы
Слышали ли вы в конце нулевых о сериале «Во все тяжкие» («Breaking bad»)? К сведению, он выходил с 2008-го года. Скорее всего вы узнали о нем только когда интернет в России стал действительно массовым явлением - в начале 10-х. Именно тогда история Уолтера Уайта, имея лишь крепкий сценарий и проработанных персонажей, стала хитом!
Не буду утверждать, что все пошло от преподавателя химии, ставшего наркоторговцем. Но, в том числе, из-за него кинопроизводителю стало очевидно, что современный зритель не испорчен спецэффектами и взрывами в кино. Напротив, он заинтересован в серьезных, качественно написанных и хорошо снятых историях.
Кстати, основной проблемой традиционного кино в попытке рассказать хорошую историю является хронометраж. Два, три и уж совсем редко - четыре часа, вот предел длительности фильма для кинотеатра. И не только потому, что не высидеть. Чем меньше длится картина, тем большее количество раз ее можно показать в кинотеатре. Следовательно - больше раз продать.
А для того чтобы ввести в сюжет персонажей и раскрыть их характеры, погрузить зрителя в созданный автором мир, нужно время. С которым у сериалов нет никаких проблем. Поэтому все работники киноиндустрии, уставшие от блокбастеров, из режиссёров переквалифицировались в шоуранеров. Да, формально на тот момент сериалы были частью телевидения, так как выходили и на голубых экранах. Но интернет все равно был для них основным источником трафика.
Из семейных и незамысловатых, по большей части ситкомов, сериалы перебрались в стан осмысленного художественного продукта. Каждая из ипостасей которого была нацелена на определенную целевую аудиторию. Крупные кинозвезды стали активно сниматься в сериалах, более не боясь погубить свою карьеру участием в низкосортном проекте, коими раньше являлись многосерийники. Например, уже имевший к тому времени премию «Оскар» Мэтью МакКонахи снялся в сериале «Настоящий Детектив» («True Detective»). Компанию ему составил не менее известный тяжеловес актерского мастерства - Вуди Харльсон.
Онлайн эксклюзив
Со временем появились площадки, которые стали снимать сериалы эксклюзивно для интернета. Впоследствии они стали снимать собственные, такие же не инклюзивные фильмы.
Конкурировать с традиционным кино получалось не всегда. Что-то более однородное по качеству возникло, когда к делу подключились мэтры, немного просевшие в эпоху блокбастеров, но блиставшие во времена «Нового Голливуда».
Например, Мартин Скорсезе снял своего «Ирландца» продолжительностью в три с половиной часа. Пошли бы вы в кино смотреть фильм такое количество времени, если заранее знать, что по масштабу и событийности – это совсем не «Властелин колец»? А в интернете и на «Ирландца» нашелся зритель.
Давно не вспоминали о кинотеатрах
Подытоживая, сегодня кинотеатры находятся в не самом удобном положении.
1. У зрителя нынче нет особого желания ходить в кинотеатры, тем более платить сумму, которую просят за билеты.
2. При определенном желании и средствах можно собрать у себя дома систему ничуть не уступающую по качеству изображения и звука, а то и превосходящую современные кинозалы.
3. Сегодня киностудиям уже не нужно планировать релизы так, чтобы собрать за прокатные уик-энды максимум. Ведь в онлайн не может быть нехватки залов или прямой конкуренции за прокатное время.
4. Режиссёрам и сценаристам больше не нужно сдерживать себя рамками хронометража и запросами массового зрителя.
5. Волнующая весь мир, хотя в последнее время не очень, пандемия Covid-19 дала определенный стимул специалистам киноиндустрии пробовать себя в сфере онлайн дистребьюции. И им понравилось.
Уже сегодня официальный период выхода фильмов на DVD, BlueRay и цифровых площадках после кинопроката составляет 17 дней. Раньше было 90. Даже Российские киносети выступали категорически против данного нововведения. Но, увы, доходы от кинопроизводства отныне не зависят в полной мере от больших экранов, из-за чего те не могут диктовать свои условия на рынке.
Независимость кинотеатров от студий, как я ранее говорил, стала их камнем преткновения, ибо теперь они брошены на произвол судьбы. Запретив собирать людей в одном зале, им полностью перекрыли денежные потоки. А без фильмов кинозалы даже попкорном с газировкой торговать не могут.
Будь кинотеатры по-прежнему частью киностудий, те просто приостановили бы их работу в период пандемии, направив ресурсы на онлайн дистрибьюцию, поддерживая традиционную до разрешения ситуации с Covid. Однако кинотеатры существуют обособлено и потому банкротятся и закрываются. Это в свою очередь ведет к сокращению киносетей. Из-за чего вскоре кинопрокат для студий и вовсе может стать невыгодным. В результате даже пережившие пандемию кинозалы уйдут на покой.
Дабы спасти, утопающие в кризисе кинотеатры в августе 2020 был отменен тот самый запрет антимонопольной службы США 1948года. Теперь киностудии скупают уцелевших за бесценок в попытке продлить жизнь такому явлению как «кинотеатры». Но очевидно, мы живем во времена их заката. Большим экранам суждено либо сгинуть, либо остаться в статусе некоего аттракциона с 3D или IMAX.