Найти тему
Проект +1

«Всегда найдутся те, кому ваша одежда пригодится»

Эксперт по экоустойчивой моде Ольга Джонстон-Антонова о том, как шопоголикам стать экологичными, а дизайнерам — использовать креативность во благо человечества.

-2

Я начала продвигать идеи устойчивости и экологичности в моде в 2017 году, выступая с лекциями в университетах России (Ольга также является основателем платформы Circular Fashion.Russia и соавтором проекта Sustain your style. — Прим. ред.). Сначала меня не слушали даже экологи: они говорили, что не видят связи между модой и экологией, и просили не отвлекать их от решения «серьезных вопросов». Но за три года произошел большой позитивный сдвиг в этой сфере, уровень осознанности вырос, и начался открытый разговор об экологических проблемах в модной индустрии в нашей стране.Как лингвист я считаю неправильным употребление слова «устойчивость». Предпочитаю называть ответственную моду «экоустойчивой». Термин «устойчивое развитие» (от англ. — sustainable development) на самом деле не передает в нашем языке то значение, которое в нем заложено. Впервые на международном уровне он прозвучал в 1980-м году. Но даже в оригинале этот термин не вызывает тех ассоциаций, которые требуются для передачи необходимого смысла и призыва к действию. Если нет правильного, понятного всем слова, неизбежно возникают сложности. Бюрократы, использующие этот термин, возможно, понимают его, но простых людей он только тормозит. А у нас уже нет времени на ошибки: проблемы с климатом очень серьезные, и решать их необходимо немедленно. Стать экоустойчивым — значит предотвратить тяжелые последствия для человечества.Слово «устойчивость» в русском языке означает «стабильность», тем более в контексте моды. Например, устойчивые красители для широкой публики — это не те, что экологичны, а те, что долго держатся обычно за счет повышенной химической токсичности. Устойчивые изменения — вообще бессмысленная фраза. На самом деле под экоустойчивой мы подразумеваем не стабильную, замершую ситуацию, а, напротив, живой сложный процесс.Моя любимая fashion-журналистка Ванесса Фридман, которая возглавляет отдел моды в The New York Times, на последнем форуме экоустойчивой моды в Копенгагене предложила отказаться от термина «устойчивая мода» в пользу «ответственной». В своей работе, лекциях и бизнес-консультациях я как раз объясняю, как бренду стать экоустойчивым, оставаясь стильным, и как потребителям одеваться и модно, и без вреда для экологии. Я консультирую как начинающих дизайнеров, которые только думают открывать свой бренд и ищут нишу, так и существующие бренды, осознавшие необходимость стать экоустойчивыми. Конечно, труднее перестроиться, чем сразу делать экологичный продукт, поэтому индустрия моды так медленно и болезненно меняется.Первый совет начинающему дизайнеру — убедиться, что его одежда или аксессуары нужны потребителям: для того, чтобы на новый продукт был спрос, чтобы этот продукт «решал определенную проблему» клиента, а дизайнер мог развиваться и строить процветающий бизнес. Важно не допускать появления новых безответственных брендов, созданных исключительно ради наживы, а не для эстетического наслаждения и процветания как создателя, так и потребителя.Для брендов, которые хотят пойти по пути экологичности, совет такой: смотреть на готовое изделие как на процесс, думать, как сделать его экологичным на каждой стадии: от использования экологичных материалов (органический хлопок, конопля), регенерированных материалов из отходов (переработанного пластика из бутылок, рыболовных сетей) до нетоксичных методов окраски, безотходных технологий дизайна, уменьшения количества упаковки, использования «зеленого» транспорта, рекламы без гринвошинга, оказания сервиса по ремонту вещей своего бренда. Английский модельер Стелла Маккартни использует, например, регенерированный кашемир. Уже появились технологии окраски ткани нетоксичным способом.Ниже я приведу примеры, как оставаться экоустойчивым на всех стадиях жизненного цикла изделия.Сейчас активно развиваются практики переделки вещей — upcycling, когда из отходов производства, из нераспроданных вещей или того, что потребители больше не носят, создается новая одежда. Так работает санкт-петербургский бренд Jeans Revision. Его сотрудники делают одежду и сумки из существующих джинсовых изделий. Некоторые компании успешно работают с нераспроданными коллекциями других брендов, кастомизируя и эстетически улучшая непопулярные модели, создавая, например, новую дизайнерскую коллекцию из простых маек с помощью модных надписей или аппликаций.В отношении цен на новые экоустойчивые и органические ткани прогноз утешительный. Чем больше компаний переходит на новый материал, тем дешевле он становится. Это относится и к фурнитуре и элементам отделки: экоустойчивым ниткам, пуговицам и красителям.Упаковка также важна: нужно отказаться от использования пластика и в целом минимизировать экологический след, а также по возможности сократить путь товара от фабрики до клиента. Нужно решать проблему онлайн-доставки: шить вещи, которые хорошо сядут, и предоставить онлайн-покупателю точную систему снятия мерок и расчета размера, чтобы не пришлось возвращать вещи, гоняя туда-сюда транспорт. Этот вопрос решается с помощью внедрения систем по сбору более точных персонализированных замеров и виртуальных примерочных.Важно создавать вещи более износостойкими, всячески мотивировать покупателей не выбрасывать одежду после носки, а сдавать ее обратно в магазин или в секонд-хенд, ремонтировать. Продвижением подобных экоидей занимаются шведская фирма Nudie Jeans и американский бренд Patagonia.Магазины и фабрики могут стать более экологичными, используя возобновляемые источники энергии, развивая технологии очистки воды и переработки мусора. Важным вопросом является прозрачность швейного производства, чтобы предотвратить использование детского и нелегального рабского труда.Потребители также могут внести свой вклад в спасение природы. Для этого, во-первых, нужно меньше стирать, потому что вы, скорее всего, используете токсичный порошок, тратите лишние электричество и воду. Пятно всегда можно застирать, а шерстяные вещи проветрить. Если стирать в машинке, то на низких температурах и использовать экологичный порошок, но при этом помнить, что от стирки вещи только сильнее изнашиваются, а из синтетических изделий выделяется микропластик.Второй совет потребителю — меньше покупать и составлять список покупок, чтобы не брать одни и те же вещи. Как стилист я знаю, что это обычная практика: нам нравятся определенные силуэты, и мы не думаем, что у нас в гардеробе уже скопилось много подобной одежды. Также стоит обратить внимание на секонд-хенды и винтажные магазины, куда можно, с одной стороны, отдать надоевшие вещи и, с другой, — найти уникальные, часто новые и брендовые товары по доступной цене. Если же купить новую вещь все-таки хочется, то лучше сделать выбор в пользу ответственных и экологичных брендов или поддерживать местных дизайнеров — их экологический след меньше, чем у больших международных модных корпораций. К тому же их вещи будут самыми уникальными в вашем гардеробе. Все эти шаги — хорошая возможность найти собственный стиль, а заодно поддержать местную экономику.Не надо думать, что стремление к экоустойчивости ведет к ограничению креативности, напротив, оно становится мотивацией для проявления большей находчивости и развития новых технологий производства. Если у вас много одежды, вы ее носите, бережете и не выбрасываете, даже если покупаете новые вещи, ваш гардероб можно считать экоустойчивым. Экоустойчивость — это не обязательно минимализм и ограничения, это осознанность, ответственность, этическое поведение и понимание красоты. Любой имеет право быть владельцем большой экоустойчивой коллекции вещей, таких, которые представляют ценность для вас — эмоциональную, эстетическую. Никогда не выбрасывайте вещи: отдавайте их другим. Всегда найдутся те, кому ваша одежда пригодится.

( ╥﹏╥) ノシЗаписала Дарья Лабутина