Азамат БУРАНЧИН, кандидат исторических наук
До сих пор на страницах различных СМИ можно встретить озвучивание тезиса о сословном характере этнонима «башкир» в северо-западных районах Башкортостана и, соответственно, о формальном его значении.
При этом данная идея не подтверждается, прежде всего, значительным массивом архивных и других источников, свидетельствующих о том, что большое количество сел и деревень, входивших в Мензелинский и другие уезды, имеют башкирское происхождение.
Более того, в Российской империи все население было поделено не по этническому, а главным образом по сословному признаку, в целях облегчения сбора податей, то есть это не было характерным признаком лишь башкирского народа.
Так, большая часть русского населения состояла из государственных, помещичьих и удельных крестьян; башкиры как этнос находились в сословии башкир-вотчинников, либо в сословии башкир-припущенников (тептярей), татары же были дифференцированы по сословному признаку наиболее сильно. Существовали лашманные, ясачные, служилые, чемоданные, торговые татары, также часть татар входила в тептярское сословие и т.д.
Таким образом, вопрос о сословном характере этнонима «башкир» свидетельствует, скорее, о том, что башкиры как этнос имеют более древние исторические корни, поскольку, благодаря своей этнической целостности, они имели статус народа-сословия в Российской империи.
Свидетельства же о том, что башкиры с давних пор были хозяевами огромных вотчинных земель, подтверждаются материалами V, VII, VIII и X ревизий, Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г., а также другими достоверными источниками.
По мнению западного исследователя Ксавье Ле Торривеллека, как раз «тот факт, что в начале ХХ в. «татарское» население считало себя «булгарами», доказывает, что этноним «татары» имеет позднее происхождение». Как видим, это косвенно подтверждается и их сословной «раздробленностью» в имперский период.
В чем же заключается особенность этнических процессов, протекавших в северо-западных районах Башкирии? До революции 1917 г. северо-западные районы республики входили в состав Уфимской губернии (Белебеевский, Бирский, Мензелинский уезды). Этнический состав населения этих уездов был пестрым, поскольку шел интенсивный приток мигрантов.
Кроме башкирского населения, к середине ХIХ века на этой территории появились татароязычные мигранты и мишари. Также проживали еще и тептяри, которые, как и башкиры, были наделены сословными привилегиями.
Этнический состав тептярей был разнородным, поскольку в него входило множество народов Поволжья, в том числе и нетюркского происхождения – удмурты и марийцы. К концу ХIХ века сословные привилегии были упразднены, а все этнические группы уравняли в правах.
В 1922 г. в процессе национально-государственного строительства в состав Малой Башкирии были введены территории Уфимской губернии, где проживала значительная часть башкирского населения.
По данным переписи 1920 г., только в трех уездах Уфимской губернии (Белебеевском, Уфимском и Бирском), вошедших в состав Малой Башкирии, проживало 524,3 тыс. башкир, в то время как в самой Башкирской республике коренных жителей насчитывалось 372 тыс. человек. Мензелинский уезд, где также находилось значительное число башкирского населения, был передан Татарской АССР.
В последующем в тех частях Уфимской губернии, которые оказались после революции в составе ТАССР, численность башкир с 123 тыс. в 1897 г. упала до нуля в 1926 г. Другими словами, растворились в татарском этносе.
Таким образом, северо-западная часть Башкортостана изначально формировалась как территория с многонациональным составом, где у значительной части населения этническое самосознание могло не совпадать с этнонимом, а смена этнонима могла произойти под воздействием внешних причин.
Исходя из этого, утверждения о том, что все население северо-западных районов Приуралья является татарским, или, наоборот, только башкирским, не выдерживают никакой критики.
Следующие материалы на эту тему:
Реинтеграция северо-западных башкир: "Вспомнить все!"
Особенности башкирской и татарской идентичности в советский период