Найти тему
Сэм Искаков

Рецензия на сериал «The Crown» | «Корона»

Все хорошие сериалы — про семьи. Даже если это «Друзья», «Теория большого взрыва» или «Как я встретил вашу маму» (все это — про друзей, ставших семьей). Я давно заметил, что о золотом веке сериалов заговорили давно, и то, что телевизионная драма стала активно рекрутировать из кино лучшие силы, — реальность последних лет. И драматургам, и режиссерам, и актерам интересно рассказывать длинные истории со свободным дыханием, сложными характерами и неожиданными поворотами сюжета. Поэтому, очевидно, когда «Netflix» запускал «The Crown», один из лучших сериалов современности, они ничем не рисковали — «Корона» не просто про семью, он про самую известную семью современности. С таким материалом и набором протагонистов у создателей визуального продукта было только три задачи, чтобы выиграть джекпот: писать хорошие сценарии, нанять хороших актеров и не продешевить. В смысле, не жалеть денег на производство. И «The Crown» преуспела везде.

С драматургами и режиссерами тут все прекрасно — даже не надо знать, кто именно отвечает за какой сезон или эпизод, повествование получается одинаково качественным, ровным и бесшовным. Актерский ансамбль, практически полностью сменившийся в третьем сезоне (об этом было заявлено в самом начале, так что No surprise there), состоит из сплошных бриллиантов. И каждую копейку из предположительно самого дорого телепродукта за долгие годы видно в кадре — декорации, костюмы, воссозданные до мельчайших деталей приметы ушедших эпох, все великолепно.

Главной героиней «The Crown» является, разумеется, британская королева, Елизавета II, рекордсменка в различнейших категориях (и самая влиятельная женщина планеты, и самая богатая, и самый старый правящий монарх, и правление ее — самое длинное в истории Британских островов, и так далее), но и все остальное царственное семейство получает достаточно экранного времени — учитывая, что первые сезоны посвящены ранней жизни Елизаветы и первым десятилетиям царствования, в основном речь идет о принце-консорт и соперничестве между королевой и ее единственной сестрой принцессой Маргарет Роуз.

Про первые два сезона я как-нибудь еще посудачу тут, в подробностях повосхищаюсь решениями и исполнением, но актуален сейчас третий сезон — про него и пущусь в рассуждения.

Первый эпизод нового сезона занимается тем, что расставляет фигуры на доске — фигуры-то известные, но лица новые. Изумительную Клер Фой сменила восхитительная Оливия Колман, которая получила за «Фаворитку» «Оскара» в марте и обладает самым живым лицом в бизнесе (и для королевы Елизаветы она тут явно держит свою физиономию под строжайшим контролем — что не мешает ей выдавать регулярно потрясающие штуки совершенно скупой игрой; один крупный план в конце, кажется, третьего эпизода, где у нее в течение полуминуты в совершенно сухом глазе вдруг вызревает слеза, долгие секунды медлящая сорваться вниз по щеке — блин, ну гениально это!). Принцессу Маргарет в новом сезоне играет Хелена Бонэм-Картер, и играет отлично, заставляя задуматься — а почему это у звезды «Бойцовского клуба» и «Король говорит нет» «Оскара» до сих пор? Принца-консорта играет чувак из «Чужестранки», не помню, как зовут, но очень хороший. И список можно длить. Там, в первом эпизоде, еще мелькнет ненадолго Джон Литгоу, который два сезона подряд убедительно изображал Уинстона Черчилля (что вообще звучит невероятно, учитывая, что главным Claim to fame Литгоу была роль дуралея-профессора-инопланетянинав «Третьей планете от солнца»; и вообще, он американец), — но это уже так, чтобы обеспечить преемственность.

Второй эпизод смешной невероятно — учитывая, что телесериал «The Crown» — это драма, вообще-то. Я несколько раз громогласно хохотал.

Третий эпизод эмоциональный. Очень-очень крутая серия. Меня так пробрал только один из эпизодов второго сезона, где флэшбэками рассказывалось о детстве герцога Эдинбургского. Сразу отмечу, что тоже очень мощный был.

Четвертый такой же крутой — трагедии и Tearjerker’ов меньше, но история даже сильнее. Там появляется весьма любопытный лично для меня персонаж (принцесса Алиса Баттенбергская), и все повествование настолько умно и филигранно закручено, что вновь заставляет зрителя волноваться не раз и не два, а в конце прям глаза остаются на мокром месте… Тут меня подмывает пуститься в долгие рассуждения о мета-ссылках, историческом значении, аккуратности обращения и прочем, но — к черту. Меня ждет пятый эпизод 4 сезона!

Еще раз напомню, что сериал «The Crown» — один из лучших сериалов современности, снят по лучшим правилам и драматургии и, одновременно, — он не врет. Во всяком случае, сильно. Это не какая-то ядреная клюква, а в целом аккуратная, хоть и беллетризованная хроника правления царствующей ныне королевы. Это более чем убедительная попытка проникнуть в закулисье британской монархии и понять, чем жили и живут эти смертные, чей статус до сих пор держит в озадаченном благоговении большую часть человечества.

P.S: а в курсе полного титула Елизаветы II ?