Как и многие другие фотографы Мирон Дэвис (Myron Davis) увлекся фотографией еще в школьные годы. Затем было обучение в университете, где он снимал для студенческого журнала, журнала выпускников и рекламного бюро. В это время он знакомится с Берни Хоффманом (Bernie Hoffman), штатным фотографом журнала Life, который и советует ему начать работать серьезно. Дэвис бросает университет, и после нескольких попыток принимается в штат журнала Life. Несмотря на то, что новый фотограф был в журнале самым молодым сотрудником, через некоторое время он начинает регулярно публиковаться, девять его фотографий попадают на обложку.
Нам интересно какие выразительные средства использует фотограф, как компонует кадр, чтобы история максимально легко считывалась, чтобы можно было додумать что было с этими людьми до этого момента, и что будет после. Фотография Мирона Дэвиса «Мальчик и собака» (Larry Jim Holm, 12, with Dunk, Oskaloosa, Iowa, 1945) как раз из таких. «Мальчик и собака» это мой несколько вольный перевод названия отражающий суть изображенного, и для краткости здесь я буду так ее называть.
На фото мы видим мальчика, который гуляет со своей собакой по железнодорожным путям. Он идет по рельсам широко раскинув руки пытаясь удержать равновесие. А может быть он представил своего отца-летчика, который бомбил фашистскую Германию? Важен ведь и контекст, в который помещена фотография в журнале, важны фото, которые будут рядом. Серия изображений может полностью изменить смысл отдельно взятой фотографии. Важен даже сопроводительный текст, хотя как показывает практика читают его все меньше. То есть говорящим должно быть изображение, зритель должен считывать историю с картинки.
Формат изображения прямоугольный, фото расположено вертикально, что обусловлено ростовым расположением мальчика. Фигура мальчика это главная вертикаль изображения на которой держится кадр. Другими направляющими линиями являются рельсы, они задают кадру глубину. Изобразительная плоскость кадра заполнена равномерно, собака уравновешивает фигуру мальчика оттягивая внимание на себя.
За пространство и глубину здесь отвечает линейная перспектива. Ее признаки в стремящихся соединиться за горизонтом рельсах и уменьшающихся размеров опор линии электропередачи. Но пространство это не только глубина. Пространство должно быть и на плоскости, чтобы объекты не были зажаты границами кадра. Это так называемый «воздух», в котором существуют объекты, который позволяет им двигаться, а для фотографа это возможность информационно обогатить фото. Мы рассматриваем фото снизу, именно оттуда снимает фотограф, который оставил там немного «воздуха», что позволяет мальчику с собакой продолжать движение. И мальчик с собакой действительно идут, оба пойманы в выразительной фазе движения. Нижняя точка съемки преувеличивает объекты, увеличивает их размеры. Так и здесь, мальчик кажется выше и взрослее. За счет нижней точки съемки большая часть его фигуры спроецирована на небо, линия горизонта опустилась. Низкий горизонт всегда признак нижней точки съемки, так же как и высокий горизонт признак съемки сверху. За счет нижней точки съемки внимание зрителя сместилось на собаку, что дополнительно уравновесило снимок.
Пространство продолжается и за главными героями, и важна не только глубина изображения обеспеченная рельсами, это еще и путь пройденный мальчиком и собакой. Как я уже говорил глубину кадра обеспечивают опоры ЛЭП, но их задача не только в этом. Они повторяют фигуру мальчика, то есть создается как бы многократное дублирование схожей формы. Мы знаем приблизительный размер опор ЛЭП и догадываемся о росте мальчика, на уровне подсознания, мы прикидываем расстояние между мальчиком и столбами, мы понимаем как фотограф обозначил пространство на фотографии.
Свет и тень на фотографии задаются только тональностью объектов и их собственными тенями, падающих теней на изображении нет, что объясняется рассеянным освещением в облачную погоду. В такую погоду небо часто получается однотонно молочным, но здесь фотограф отдельно «запечатывал» (дополнительно экспонировал в процессе печати) куски неба. «Работающее» небо позволяет заполнить кадр, сделать его интереснее. В известнейшей фотографии Дмитрия Бальтерманца «Горе» 1942 года небо было впечатано с другой фотографии, что не только заполнило пространство кадра, но и многократно усилило драматический эффект.
Глубина изображения, точка съемки, равновесие, тональность и правильно расставленные акценты важнейшие элементы хорошей фотографии. Они обеспечивают красоту и легкость восприятия. Делают фотографию привлекательной и запоминающейся.