Найти тему
Москва

Москва отказалась от "советской" системы управлением ЖКХ. Что из этого вышло?

Оглавление

Современная Москва – это 170 тысяч километров коммуникаций, по которым поступают свет, газ, тепло и вода. Чтобы был понятен масштаб: если все московские трубы и кабели вытянуть в одну линию, то можно 4 раза обернуть Землю. Помните, как еще 10 лет назад в городе ежегодно происходило более 1 000 крупных аварий на коммунальных сетях? Последние годы – число этих инцидентов равно нулю.

В последние годы в Москве произошла настоящая технологическая революция в ЖКХ, которая чувствуется каждым жителем столицы. Сейчас работа всех городских служб переведена на электронные рельсы.

Как было раньше? По всей Москве было разбросано множество диспетчерских. Каждая отвечала за свой небольшой район. Когда происходила авария, требовалось несколько телефонных звонков, чтобы зафиксировать аварийное отключение. После этого дежурная бригада выезжала на место аварии и физически перекрывала вентиль. В среднем, на это уходило около часа (а обычно и больше).

Как стало? Благодаря модернизации системы, теперь этот процесс занимает 1,5 минуты, нажатием одной клавиши. Благодаря внедрению интеллектуальной системы, программа подсказывает, какие объекты будут отключены, а какие резервы стоит использовать. Для нас с вами это означает, что даже на короткое время мы не останемся без воды, тепла и света.

Центр управления сетями АО «ОЭК», диспетчеры которого управляют электроснабжением нескольких десятков тысяч московских домов.
Центр управления сетями АО «ОЭК», диспетчеры которого управляют электроснабжением нескольких десятков тысяч московских домов.

Цифровые технологии управления сетями. Сотни диспетчерских пунктов объединены в единую диспетчерскую службу. Раньше у компаний «Мосводоканал», «МОЭК», «ОЭК», «МОЭСК», «МОСГАЗ», «Мосводосток» и «Москоллектор» были отдельные пункты. Но теперь это в прошлом.

Здесь работают люди, которые включают и выключают знаменитую праздничную подсветку.
Здесь работают люди, которые включают и выключают знаменитую праздничную подсветку.

Сердце диспетчерской – цифровая видеостена – это карта, на которой в онлайн-режиме диспетчер видит ситуацию на каждом узле системы. Вся актуальная информация об аварийных и плановых работах отображается на экранах.

Зачем нужна цифровизация системы?

- исключается человеческий фактор при принятии ряда решений,

- повышается оперативность реагирования,

- жителям сейчас достаточно нажать 1-2 клавиш, чтобы обратиться с проблемой, вопросом или предложением в адрес московского правительства.

Многие москвичи уже даже не замечают, насколько цифровизация вошла в их жизнь: автоматическая передача данных с «умных» счетчиков, умные светофоры (реагирующие на наличие пешеходов), возможность следить в режиме реального времени за движением общественного транспорта, бесплатный Wi-Fi (даже в метро).

Признание

Москва стабильно занимает верхние места рейтингов мировых мегаполисов по уровню цифровизации. Сегодня российская столица входит в 20-ку лучших в рейтинге цифровой трансформации городов Services Globalization Index. За последние пять лет Москва улучшила свои позиции на пять пунктов и сегодня находится в одном ряду с Лос-Анджелесом, опережая Дубай, Токио и Сеул.

Сегодня на городской службе можно увидеть все больше автоматизированных систем и технологий. Физически вредная и трудная работа переложена на роботов. У Мосводоканала вообще целый парк роботов, которые могут ездить, плавать и проникать в участки труб. Мосводосток использует умные технологии для контроля за состоянием дождевой канализации.

Умные технологии - неотъемлемая часть московской жизни. Яркий пример применения интеллектуальных технологий в ЖКХ — смарт-квартал в районе Марьино. Температура регулируется с помощью специальных датчиков, а беспроводная система собирает показания. В итоге, уменьшаются коммунальные платежи, а людям не приходится передавать самим показания счетчиков.