Найти тему
НУАР-NOIR

«Стэн» Эминема как музыкальный нуар

К 20-летнем юбилею легендарного клипа

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Где-то после триумфального шествия по музыкальным каналам рассматриваемого нами клипа, который, по сути, является восьмиминутной короткометражкой, в России был популярен анекдот: «Мир сошел с ума. Лучший исполнитель рэпа – белый. Лучший игрок в гольф – черный. Франция обвиняет Америку в высокомерии, а Германия категорически не хочет воевать»

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

Мы говорим о клипе (и музыкальной композиции) «Стэн» (2000), который был признан одним из величайших музыкальных творений, хотя и категорически далек от какого-либо намека на радостные ощущения. Можно было бы сказать, что это был музыкальный нуар (под нуаром мы подразумеваем мрачный мета-жанр в целом). Хотя пронырливые критики и обозреватели дали этому явлению иное названии – «хоррор-кор». Ну что же? Хоррор и нуар, по сути, родственные явления.

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

Опять же весьма примечательно, что клип появился за несколько лет до фильма «Город грехов» (2005), который вызвал буквально повальную моду на нуар. Можно предположить, что Роберт Родригес всё-таки в известной степени воспроизводил стилистику клипа «Стэн», так как оригинальные комиксы Фрэнка Миллера были совершено иными. Белый фон и темные фигуры.

Сайт, посвященный нуару

Фрагмент обложки сингла "Стэн"
Фрагмент обложки сингла "Стэн"

Но сосредоточимся на клипе Эминема (можете не искать его в сети, он приведен в конце материала). Попробуем проанализировать и понять, что роднит его с нуаром. Во-первых, общая обстановка. Это безраздельно царящая ночь, в которой лица и фигуры обозначены отсветами молний, сопровождающими раскаты грозового грома. Во-вторых, это категорическая трагичность произведения, у которого не будет ни намека на хорошую концовку (в нуаре хэппи-энды вообще большая редкость)

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

В-третьих, с формальной точки зрения музыкальная композиция, на которую был снят клип, является как бы письмом, адресованным от лица выдуманного полконника по имени Стэнли («Стэн») непосредственно Эминему. Однако на практике это распространенный в мрачно-криминальном кино прием подачи материла, который более известен как «рассказ мертвеца». Дело в том, что когда певец читает письмо, то его «придуманный автор» уже погиб

Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

Это выводит нас на ещё одну проблему, некоторое расслоение личности. Эминем становится и объектом, и субъектом песни. Он одновременно и «он сам», и трагически погибший «поклонник его таланта». В клипе есть одна особенность, это «отзеркаленные» надписи, включая титры в телевидении. Это должно создавать ощущение «нахождения внутри». Это ещё один метод классического нуара, который показывает зрителю криминальную ситуацию не со стороны, а изнутри, причем, «с расстояния вытянутой руки».

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

Есть ещё очень важный момент. Это факт одержимости «главного героя». Это не просто поклонник таланта, а неуравновешенный фанат. Именно подобные становятся персонажами многочисленных триллеров. Опять же «запуск» трагедии, стоившей жизни нескольким людям, был совершенно случайным. По этой причине мы нередко характеризуем нуар как «трагедию уголовных положений». В случае с указанным клипом письмо, на которое просил ответить «фанат», случайно потерялось на почте. Однако это было ошибочно воспринято за высокомерие певца.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

И не менее важный момент. «Фанат» стремится быть похожим на Эминема, для чего в самом начале красит волосы, делая их светлыми. В нуаре и триллерах – это проблем т.н. «доппельгангера», то есть «тёмного двойника». Это также можно обозначить как «комплекс доктора Джеккила и мистера Хайда».

Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)
Кадр из клипа Эминема "Стэн" (2000)

Ну и, наконец, в нуаре всегда стремились к псевдо-документальности. Аналогичный прием использован и в клипе «Стэн», куда вмонтированы отрывки из концертных выступлений певца и его реального общения с публикой. Подводя итог, можно смело утверждать, что, несмотря на предельную мрачную атмосферу, клип Эминема «Стэн» является одним из самых выдающих видео современности и короткометражкой, предвосхитившей, и, возможно, спровоцировавшей нынешний широкий интерес к нуару.

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке