К 20-летнем юбилею легендарного клипа
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Где-то после триумфального шествия по музыкальным каналам рассматриваемого нами клипа, который, по сути, является восьмиминутной короткометражкой, в России был популярен анекдот: «Мир сошел с ума. Лучший исполнитель рэпа – белый. Лучший игрок в гольф – черный. Франция обвиняет Америку в высокомерии, а Германия категорически не хочет воевать»
Мы говорим о клипе (и музыкальной композиции) «Стэн» (2000), который был признан одним из величайших музыкальных творений, хотя и категорически далек от какого-либо намека на радостные ощущения. Можно было бы сказать, что это был музыкальный нуар (под нуаром мы подразумеваем мрачный мета-жанр в целом). Хотя пронырливые критики и обозреватели дали этому явлению иное названии – «хоррор-кор». Ну что же? Хоррор и нуар, по сути, родственные явления.
Опять же весьма примечательно, что клип появился за несколько лет до фильма «Город грехов» (2005), который вызвал буквально повальную моду на нуар. Можно предположить, что Роберт Родригес всё-таки в известной степени воспроизводил стилистику клипа «Стэн», так как оригинальные комиксы Фрэнка Миллера были совершено иными. Белый фон и темные фигуры.
Но сосредоточимся на клипе Эминема (можете не искать его в сети, он приведен в конце материала). Попробуем проанализировать и понять, что роднит его с нуаром. Во-первых, общая обстановка. Это безраздельно царящая ночь, в которой лица и фигуры обозначены отсветами молний, сопровождающими раскаты грозового грома. Во-вторых, это категорическая трагичность произведения, у которого не будет ни намека на хорошую концовку (в нуаре хэппи-энды вообще большая редкость)
В-третьих, с формальной точки зрения музыкальная композиция, на которую был снят клип, является как бы письмом, адресованным от лица выдуманного полконника по имени Стэнли («Стэн») непосредственно Эминему. Однако на практике это распространенный в мрачно-криминальном кино прием подачи материла, который более известен как «рассказ мертвеца». Дело в том, что когда певец читает письмо, то его «придуманный автор» уже погиб
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Это выводит нас на ещё одну проблему, некоторое расслоение личности. Эминем становится и объектом, и субъектом песни. Он одновременно и «он сам», и трагически погибший «поклонник его таланта». В клипе есть одна особенность, это «отзеркаленные» надписи, включая титры в телевидении. Это должно создавать ощущение «нахождения внутри». Это ещё один метод классического нуара, который показывает зрителю криминальную ситуацию не со стороны, а изнутри, причем, «с расстояния вытянутой руки».
Есть ещё очень важный момент. Это факт одержимости «главного героя». Это не просто поклонник таланта, а неуравновешенный фанат. Именно подобные становятся персонажами многочисленных триллеров. Опять же «запуск» трагедии, стоившей жизни нескольким людям, был совершенно случайным. По этой причине мы нередко характеризуем нуар как «трагедию уголовных положений». В случае с указанным клипом письмо, на которое просил ответить «фанат», случайно потерялось на почте. Однако это было ошибочно воспринято за высокомерие певца.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
И не менее важный момент. «Фанат» стремится быть похожим на Эминема, для чего в самом начале красит волосы, делая их светлыми. В нуаре и триллерах – это проблем т.н. «доппельгангера», то есть «тёмного двойника». Это также можно обозначить как «комплекс доктора Джеккила и мистера Хайда».
Ну и, наконец, в нуаре всегда стремились к псевдо-документальности. Аналогичный прием использован и в клипе «Стэн», куда вмонтированы отрывки из концертных выступлений певца и его реального общения с публикой. Подводя итог, можно смело утверждать, что, несмотря на предельную мрачную атмосферу, клип Эминема «Стэн» является одним из самых выдающих видео современности и короткометражкой, предвосхитившей, и, возможно, спровоцировавшей нынешний широкий интерес к нуару.