Найти в Дзене

РОГАТЫЕ БОГИ С БЕРЕГОВ ЕНИСЕЯ

Оглавление

Средний Енисей
Средний Енисей

Тема божественного пантеона канувших в лету бесписьменных народов по праву считается одной из самых загадочных страниц в истории человечества. По вполне объективным причинам наши знания об этом скупы и отрывочны. Даже если дело касается чудом сохранившихся до настоящего времени образов богов седой старины. Сегодня вы познакомитесь с одним из таких сверхъестественных покровителей древних людей, населявших степи, леса и горы Среднего Енисея многие тысячи лет назад.

Наскальное изображение рогатого божества окуневской культуры (конец III- начало II тыс. до н.э.), Средний Енисей
Наскальное изображение рогатого божества окуневской культуры (конец III- начало II тыс. до н.э.), Средний Енисей

Духи или боги?

В 2005 году у автора этих строк состоялась интересная беседа с немецким археологом Анатолем Наглером. Случилось это на раскопе большого кургана тагарской археологической культуры "Барсучий лог" (по оценкам разных исследователей, датированного в пределах V — III веков до нашей эры) в Усть-Абаканском районе республики, когда работы ученых на этом объекте были уже почти закончены. Я спросил, как он прокомментирует мнение некоторых местных историков о том, что тагарцы были шаманистами? В ответ мой собеседник многозначительно ухмыльнулся, бросил задумчивый взгляд на огромную каменную крепиду усыпальницы тагарских вождей и, немного над чем-то поразмыслив, ответил:

— Шаманизм — это вера в духов природы. На мой взгляд, конкретно для тагарцев это было бы слишком примитивно. Они имели довольно высокий - для своего времени, и конкретных обстоятельств их обитания - уровень материальной культуры, во многом схожий со скифским, сакским. Более того, люди, возводившие такие сложные, как этот курган, монументальные инженерные сооружения, должны были иметь и собственных богов. И они у них, безусловно, были. Вот только мы о них, увы, ничего не знаем…

Тагарская археологическая культура была широко распространена в южной части Красноярского края и на территории Хакасии, в пределах степной и лесостепной зон Среднего Енисея с VIII по III века до нашей эры. Тагарские племена вели оседлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой и металлургией бронзы, активно контактировали с таежными племенами и с номадами Тувы и Монголии. Элиту тагарцев составляли воины, из среды которых выходили вожди, возглавлявшие как отдельные племена, так и племенные союзы (прообраз древнейших «варварских государств»). Для своих владык тагарцы сооружали огромные курганы. Самым большим вождевым погребением тагарской культуры является Большой Салбыкский курган (находится в Усть-Абаканском районе Хакасии), исследованный советскими археологами в 50-х годах XX века. Этническая принадлежность тагарцев остается невыясненной.

Большой Салбыкский курган, тагарская археологическая культура (фотография начала XX века)
Большой Салбыкский курган, тагарская археологическая культура (фотография начала XX века)

Впоследствии, когда я увлекся петроглифами (наскальные рисунки), познакомился со многими их исследователями, выяснилось, что первые изображения шаманов, появились на Среднем Енисее только либо в самом конце I тысячелетия до нашей эры, либо в первые века нашей эры - во времена, когда тагарской археологической культуры уже не существовало (на смену ей пришли так называемые тесинская и таштыкская археологические культуры). Однако мне никак не давала покоя мысль, что за почти трехсотлетнюю историю изучения древних культур Минусинской котловины наука все еще пребывает в неведении о богах тагарской эпохи, длившейся ни много, ни мало на протяжении почти всего I тысячелетия до н.э.

Наскальное изображение рогатого божества тесинской культуры, гора Куня, Средний Енисей
Наскальное изображение рогатого божества тесинской культуры, гора Куня, Средний Енисей

Свидетельства из глубины веков

Предстояло найти свидетельства их существования.

Тагарцы не имели письменности. Сибирь и Центральная Азия в их время были на переферии развитых цивилизаций. Китайцы считали все многочисленные племена, обитавшие от Ордоса к центру Азии, и к северу от последней, "варварами". О больших племенных союзах - "уделах" и "царствах", например, жунов (в т.ч. племени лоуфань и баянь), ди, дунху, сюнну (хунну), юечжах, усунях и сэ (саках) - остались записи в древнекитайских исторических хрониках. Но Минусинская котловина была настолько изолирована и далека от древних китайских государств, что об этой земле и о населявших её народах (в частности об известных теперь только по данным археологии "тагарцах") в древнекитайских хрониках нет ни слова.

"Тагарец", рисунок автора
"Тагарец", рисунок автора

Археология тагарских погребений интересующий меня вопрос, к сожалению, не прояснял. Оставался один путь - поиск возможных аналогий в наскальных рисунках (петроглифах) тагарцев.

"Наскальные изображения тагарской эпохи являются ценнейшим источником по истории края, существенно восполняя те пробелы, которые в условиях отсутствия письменных источников часто невозможно воссоздать по данным археологических раскопок и по другим косвенным свидетельствам. Они значительно расширяют наши представления о военном искусстве, быте и мировоззрении древних тагарцев. Насколько можно судить по представленному материалу, каждый образ пронизан глубоким подтекстом, композиции отражают суть хорошо известных в древности мифологем. Петроглифы, по всей видимости, иллюстрируют некоторые темы мифов, а также и сюжетов героического эпоса, имевших широкое распространение в скифское время на всей территории Евразии" (О.С. Советова, "Петроглифы тагарской эпохи на Енисее : сюжеты и образы ", 2005 г.).

На территории Минусинской котловины известно около 100 местонахождений петроглифов, причем наиболее крупные из них как раз связаны со средним течением Енисея. Несколько лет я методично осматривал и фотографировал уже изученные археологами древние горные святилища - писаницы, попутно находя и ранее неизвестные ученым наскальные рисунки. Лазанье по скалам в одиночку, без какой-либо соответствующей подготовки порою несло не только заряд адреналина, но и реальную угрозу для жизни. Тем не менее, на исследовательский азарт это никак не влияло. И в 2009 году мне, наконец, улыбнулась удача.

Врезанное в камень умелой рукой безвестного жреца долгожданное доказательство дожидалось своего предъявления миру на одном из горных массивов, находящихся в 45 километрах от столицы Республики Хакасия - города Абакана, на левом берегу Красноярского водохранилища. Испещренная хорошо сохранившимися тагарскими рисунками плоскость, прикрытая от дождей и талых вод каменным козырьком, находится на труднодоступном скальном выходе красного девонского песчаника на высоте порядка 500 метров. Со стороны она похожа на большую развернутую каменную книгу, на одной из “страниц” которой представлена центральная композиция в виде скачущих лошадей. На некоторых есть всадники, выполненные небрежно, явно позднее фигурок лошадей (в науке более позднее изображение, наложенное на более раннее называется палимпсест). Вожака табуна ведет в поводу циклопическая (по сравнению со скакунами и находящимися на их спинах всадниками) антропоморфная фигура, голова которой украшена высокими рогами. Свободная вторая рука необычного великана приподнята, как бы намекая смотрящему этот удивительный рисунок на явную торжественность происходящего, при этом на разжатой ладони существа показан боевой топор - чекан. В целом композиция повествует о некоем мифологическом сюжете, явно связанном с войной или ритуальным жертвоприношением. Возможно, древний художник запечатлел на камне рассказ о чудесном обретении людьми тагарского времени совершенно определенного вида оружия. Либо поведал о какой-то значимой военной кампании, вдохновляемой, бесспорно, отнюдь не мирным божеством. Так или иначе, но для меня было главным именно последнее обстоятельство.

Как потом выяснилось, до меня вышеописанная многофигурная композиция была обнаружена и зафиксирована кемеровскими учеными. Хронологически писаница с конями и антропоморфным божеством была ими датирована действительно тагарским временем. Часть композиции была опубликована в работах Ольги Советовой и Елены Миклашевич, но в обоих случаях интерес ученых представляли только изображения коней. Позже мне удалось познакомиться и пообщаться и с Миклашевич, и с Советовой. В беседе с ними обосновать свою гипотезу “божественности” того самого загадочного рогатого существа я не решился. Но делаю это сейчас.

Кто ты, рогатый бог?

Известно, что изображения рогатых антропоморфных существ имеют богатую общемировую историческую традицию. Из всех богов мужского рода первыми были именно рогатые божества, высеченные и нарисованные на стенах пещер в Южной и Западной Европе ещё в неолитический период. В бронзовом веке рогатые божества были весьма распространены в Египте, Месопотамии и Индии, а в железном веке и позже по всей Греции и Римскому государству. Наиболее поздние сообщения относятся, например, к кельтскому бог плодородия, животных и потустороннего мира Кернунну. В древних религиях рога всегда были символом божественности, высокой мудрости, мужественности и плодовитости. Поэтому вполне естественно, что такие характеристики и их основной символ встречались у многих древних божеств. Полное отрицание этого пришло только с появлением и распространением новых, хорошо известных нам сегодня, религий.

Изображение кельтского рогатого божества Кернунна
Изображение кельтского рогатого божества Кернунна

Изображения рогатых антропоморфных персонажей, с довольно выраженными признаками величия над обычным человеком, на Среднем Енисее известны со времен неолита. И это, конечно, не случайность.

В 1904 году известный исследователь Сибири A.B. Адрианов писал: «Уже в самой глубокой древности, в доисторические времена этот край служил приманкой для человека, местом обитания многочисленных народов, живших вместе, и сменявших один другого. И весьма вероятно, что во всей нынешней Сибири этот край был первым по времени его заселения человеком, что он был своего рода центром, из которого исходило дальнейшее знакомство со страной и расселение по ней. Этому благоприятствовали климатические условия, богатство и разнообразие флоры и фауны, легко обеспечивающих насущные потребности человека, превосходные пастбища, обилие минеральных богатств, удобство сношений и сообщений, для которых естественные условия некоторых частей края не ставили никаких препятствий».

Свою тайную летопись эти древние народы вырезали в камне.

Исследователь Енисейского края И.Т. Савенков в 1910 году, отмечал: «Храмов и постоянных жертвенников у аборигенов Енисея не было, но было много местностей, наиболее любимых богами, божествами и духами, где они постоянно находились и где они собирались. Выступы и впадины скал и утёсы этих живописных мест, часто с широкими видами на окрестности, как стены древнейших храмов, покрывались начертаниями...».

«Можно сказать, что все утёсы, с самого низа, прикрытого землёй, и до верха исписаны не только на видных местах, живописных, где было большое движение, откуда открывался обширный вид, но и в самых укромных местах, в вершинах логов, на едва доступных карнизах и выступах скал, в местах, безводных и удалённых от жилья, находятся писаницы, иногда покрывающие склоны на десятки квадратных аршин. Можно сказать, что древний художник пользовался каждой гладкой гранью утёса для того, чтобы покрыть её фигурами, знаками, надписями...» (А.В. Адрианов, 1904 г.).

На одной из самых известных писаниц Минусинской котловины - Шалаболинской (Курагинский район Красноярского края), среди прочих наскальных изображений представлены рисунки лодок, с сидящими в них людьми, некоторые из которых - рогаты. Над одной из таких лодок есть изображение антропоморфной фигуры с рогами, размерами превосходящей в два раза другие представленные здесь же антропоморфные образы. Фигура рогатого великана направлена в противоположную движению лодки сторону, как бы нависая и выходя ей на встречу. Большинство исследователей относят эти наскальные изображения к новокаменному веку, а сам сюжет трактуют как путешествие душ умерших на лодках по "реке смерти" в мир предков. При этом рогатых персонажей учёные считают "перевозчиками" душ умерших.

Наскальное изображение лодки и рогатого божества, Шалаболинская писаница
Наскальное изображение лодки и рогатого божества, Шалаболинская писаница

Безымянные рогатые божества - наиболее частое явление и для окуневского искусства эпохи бронзы Среднего Енисея. Однако, как оказалось, эта традиция не прерывалась и в раннем железном веке, во времена существования тагарской археологической культуры (а после перешла и к потомкам тагарцев - тесинцам, живших на Среднем Енисее в хунно-сарматское время). Более того, этот забытый бог имел не только рога, как знак своего безусловного божественного происхождения, но и другой немаловажный символ - боевой топор, отожествляемый с воинственностью, и повелевающий стихиями.

Древние говорили: "Топор - оружие богов!" Именно этот вид оружия, например, был обязательным атрибутом индуистского бога огня Агни, или рогатого ассирийского бога грозы Раммана. Именно топор - хоть в виде секиры, хоть клевца, или чекана - в стародавние времена ассоциировался с могуществом богов Солнца, огня, грозы и бури. Он же являлся и главным символом силы, воинской и верховной власти, принесения жертвы. Таким был молодой мир богов и героев, между которыми в те далёкие от нас времена люди ставили знак равенства.

Сергей АМЕЛИН, г.Абакан (Хакасия)