Нынче в школе первый класс вроде института.
Нам учитель задаёт с иксами задачи.
Кандидат наук и тот над задачей плачет.
Из песни
Дочь пошла в 1-й класс, и уже на второй неделе учительница дала задание подготовить проект на тему «Моя малая Родина - Смоленск». Пока в несложной форме, но что будет дальше?
Меня это требование очень возмутило. Вроде бы, по закону нельзя первоклассникам задавать домашние задания. Но ладно, это, может быть, неправильно, ведь на подготовительных курсах к школе детям задавали домашние задания, и во многом благодаря этому дочь научилась читать и немного писать, и, может быть, домашние задания нужны и в первом классе.
Но есть возмущение по поводу того, что на детей хотят повесить неудобоносимый хомут в виде проектов, само понятие которых вызывает у меня, взрослого человека, учившегося в университете, некоторый страх перед их невыполнимостью. Будто первоклассники – это люди с высшим образованием, что им нужно готовить какие-то проекты уже на второй неделе обучения. Какой-то абсурд.
Проект – это какое-то понятие из высшей школы, с факультетов проектировщиков, архитекторов, инженеров. При чём здесь школа, да ещё начальная?
Однако, мы с женой немного поразмыслив, пришли к выводу, что эти проекты суть не что иное, как доклады-размышления с картинками.
Не знаю, кому понадобилось пугать детей и родителей этим страшным словом «проект».
Может быть, для того, чтобы у родителей вывернулись мозги наизнанку? Каким образом рассказ об истории родного края является проектом? Что в этом рассказе о достопримечательностях родного края проектируется? Может, дом? Или танк? Или гараж? Да нет. Я считаю, что только враг или безумец мог обозначить этим термином простой доклад.
И возникает вопрос: не в этом ли состоит цель нынешнего образования, чтобы, столкнувшись с этими проектами, дети ничего не поняли, пришли в смятение и махнули рукой на учёбу уже в первом классе? Ведь как сказал глава Сбербанка Герман Греф: «Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания… Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации?» (см. цитату полностью в моей статье ««Выше народа всё равно никому не подняться». О выпуске "Бесогона" № 137 Никиты Михалкова «У кого в кармане государство?», снятом с эфира» . https://zen.yandex.ru/media/id/5d380bd46c300400ae02fb6a/vyshe-naroda-vse-ravno-nikomu-ne-podniatsia-o-vypuske-besogona--137-nikity-mihalkova-u-kogo-v-karmane-gosudarstvo-sniatom-5eaffefe6cedb24024833919).
Ладно, будем делать доклады с картинками – это не так сложно для родителей, выполнимо в отличие от неведомых проектов. Но почему родители должны делать домашние задания за детей?
Я из своего первого класса вспоминаю только одно домашнее задание – в нём нас попросили сочинить предложение. Я с ним справился. Может быть, поэтому до сих пор и сочиняю.
Надежда Константиновна Крупская говорила о том, что невыполнимые задания развращают детей.
Разве может ученик начальных классов делать какие-то проекты, даже если это просто доклады с картинками? Что он – умеет читать и писать, работать на компьютере, искать материалы в интернете, компоновать их в докладе?
Жена нашла в интернете образцы проектов для первоклассников, в частности, по первой теме «Моя малая Родина». В так называемых проектах хорошим литературным языком рассказывается о городе, о достопримечательностях, приводятся удивительные по красоте фотографии. Кто это делал? Первоклассник? Зачем это? И кому это нужно?
Я помню, только один раз, когда мои родители сделали за меня домашнее задание. Я в школе очень боялся рисования, и однажды моя мама, увидев, как я боюсь идти на урок, срисовала мне в альбом под копирку щуку. Учительница по рисованию спросила, кто это рисовал. Я ответил, что мы с мамой. Учительница сказала, что ставит нам с мамой одну четвёрку на двоих. Я тогда это так понял – что каждому из нас по двойке. Такое было только один раз.
А теперь, я так понимаю, за то, за что раньше ставили двойки, в школе ставят пятёрки – за то, что родители делают за детей домашнее задание. Это так всё поменялось в мире? Решать жизненные и профессиональные задачи тоже будут родители за детей? Или их потом будет учить суровая жизнь – выживут или не выживут?
Представляю диалог в школе:
- Вася, кто сделал этот проект?
- Я!
- Молодец, Вася – врать ты уже научился. Ещё научишься воровать – совсем молодец будешь.
Виктор Астафьев рассказывал о том, как учитель по литературе просил их в школе не писать чужие мысли из учебника, но писать в сочинении хоть небольшие мысли, но свои. Поэтому из этого ученика и вырос великий писатель.
А наших детей к чему приучают уже с первого класса? К обману? Это вызывает раздражение и возмущение.
Я считаю, что нам, родителям, надо быть осторожнее с этими трудновыполнимыми заданиями, чтобы из наших детей не сделали малообразованных людей или чего похуже.
Я недавно увидел плоды нынешнего образования и ужаснулся – молодые мамы пишут в сообщениях не «могу», а «магу» и т. п. Это нормально? И с нашими детьми будет то же самое?
Я думаю, что пусть лучше ученик напишет в докладе только два предложения от руки, а не на компьютере, и получит за это двойку. Но пусть это будут его предложения, и его заслуженная двойка, чем заработанная папой или мамой лживая пятёрка. Хотя, на самом деле, надо ставить двойки за подобные липовые проекты, а не за честные работы.
И вот что я ещё считаю нужным сказать.
Мне и моему ребёнку разве в начальной школе заняться нечем, как только делать эти проекты?
Я в школе, кажется, сделал только один доклад - о "Слове о полку Игоревом". Но сколько на это понадобилось сил и времени! Нужно было прочитать "Слово..." на древнерусском языке, прочитать пару критических статей, осмыслить всё, написать! Я не жалею об этой работе. Но чтобы дети уже в начальной школе начали делать эти проекты по 10 или сколько там штук в год?! Это колоссальная нагрузка! Ясно, что они будут писать не о "Слове о полку Игоревом", но темы по их возрасту будут для них не менее сложными, если они будут писать так, как надо, добросовестно, и без помощи родителей. Не надо вешать этот хомут на шею детям и их родителям! Я один доклад в старших классах еле сделал, хотя учился неплохо, а тут их, может, десяток за год требуют уже от первоклассников. Я считаю, что не надо делать эти проекты в начальной школе, тем более, если в первом классе домашние задания вообще запрещены. Можно сделать проект, но только если тема заинтересует ребёнка, и если будет возможность у родителей в этом им помочь. А в девятом классе, когда ребёнок будет уметь самостоятельно работать, можно будет уже напрячься, и сделать пару докладов.
Вот ещё хочу привести выдержку из статьи «Домашние задания первоклассникам» (автор «Мама! Ты права!»):
«О том, что домашние задания в первом классе запрещены нормами СанПиН, знают все родители. Тем не менее, практика в школах очень разная: где-то действительно обходятся без домашних заданий, а где-то родителям уже в 1 классе в полной мере приходится познать, что такое проекты по окружающему миру, решение задач и списывание текста /…/
Тем не менее, должна быть золотая середина. Одно дело, тренировка письма и вычисления, совсем другое проекты по окружающему миру, которые должен выполнять родитель (т.к. ребёнку это не под силу). Или же бессонная ночь, потраченная на зубрёжку стихотворения, т.к. учитель задал его накануне. Не надо мучить ни себя, ни ребёнка, пока есть на это возможность. Чтобы не ломать сложившуюся систему в классе и не ругаться с другими родителями (которым эти проекты по окружающему миру могут доставлять удовольствие) поговорите с учителем. Объясните свою позицию, попросите просто не требовать у Вашего ребёнка выполнения заданий, которые Вас не устраивают»
https://zen.yandex.ru/media/mamatyprava/domashnee-zadanie-pervoklassnikam-5dbac7899515ee00b34af515
Надо стараться творцов растить из детей, мыслителей, а не потребителей и обманщиков. И не надо развращать их непосильными заданиями, приучая к невыполнению своих обязанностей. И боюсь, что делать это надо будет во многом не благодаря, а вопреки системе образования.
Учителей хочется попросить о честности и благоразумии.
Помоги всем нам Господи!
Чепиков Максим Владимирович
11, 13.09.2020 г.