«Росатом» предложил снизить на 25% прогноз по объему грузов в Арктике.
— Это очень болезненная тема для правительства России. В течение последних пяти лет у нас систематически ухудшается налоговый режим работы нефтяной и газовой промышленности. Сейчас уровень налогообложения нефтяной промышленности в России – самый высокий в мире. Это рекорд, который никто не станет записывать в книгу рекордов Гиннеса.
Что же у нас в результате получилось? Во-первых, с 1 января 2019 года вся нефтепереработка в России стала убыточной. Это привело к тому, что программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов России были свернуты, а строительство новых нефтеперерабатывающих заводов там, где они необходимы, отменено. Это самый болезненный тактический результат, но есть и не менее болезненной стратегический: уровень налогообложения, который у нас сейчас есть, полностью закрыл все проекты в арктической зоне.
Вообще там, где условия хозяйственной деятельности хоть немного более сложные, уровень налогообложения убивает все инвестиционные проекты. Любой серьезный расчет без учета льгот и послаблений, которые бывают у нас время от времени, показывает, что все экономические проекты в таких регионах убыточны. Арктическую программу России поэтому можно считать проваленной. И на Дальнем Востоке программу развития тоже можно считать проваленной.
Конечно, есть проекты, которые успешно реализуются. Но это проекты, у которых особые условия налогообложения. Например, новатэковские проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ». Там особый режим налогообложения, и это позволяет этим проектам существовать. А такие крупнейшие проекты, как, например, «Восток Ойл», в настоящий момент реализуются только благодаря дотациям компании «Роснефть», благодаря тому, что эта самая крупная в мире нефтяная компания все-таки может как-то выживать.
В качестве знаковых примеров можно привести Антипинский нефтеперерабатывающий завод. Находится он рядом с городом Тюмень, то есть в главном нефтедобывающем регионе мира – не России, а всей Земли. Так вот, он обанкротился, потому что не может покупать нефть. Находясь в центре главного нефтяного региона мира, завод работать не может – благодаря установленному уровню налогообложения.
Еще пример – «Восточная нефтехимическая компания», ВНХК. Ее планировала строить на Дальнем Востоке «Роснефть» вместе с китайцами. Главные факторы, которые вынуждали реализовать проект, таковы: Дальний Восток в состоянии обеспечить себя нефтяными топливами только на 50%. Региону нужно 6 миллионов тонн в год, а он производит 3 миллиона. Еще 3 миллиона тонн надо откуда-то привозить. Расстояния большие, транспортные затраты тоже большие; импорт откуда-то невозможен, потому что у нас самые низкие цены в регионе. В результате получается, что необходимы собственные новые мощности. Но любые расчеты инвестиций в ВНХК показывают, что этот проект никогда не окупится. При имеющейся системе налогообложения он окупиться не может.
Поэтому проект не реализуется и реализован быть не может. Поэтому же на Дальнем Востоке так и будет на 50% дефицит бензина и дизельного топлива, а в конечном итоге возникнет бензиновый кризис. Он, собственно, уже возник.
Кстати, есть еще и вторая проблема, которую должен был решать проект ВНХК. На верфи «Звезда», которой управляет «Роснефть», начато строительство серии газовозов, то есть судов, которые нужны для перевозки сжиженных природных газов по Северному морскому пути. Эти газовозы требуют больших объемов теплоизоляторов. Если нет своих, то их приходится покупать – в Китае или в Южной Корее. Думаю, вы понимаете, что экономика строительства судов от этого становится очень плохой, и проекты сильно страдают. Поэтому и объемы перевозок, и объемы строительства таких судов, естественно, уменьшается. А с ними уменьшаются и планы по перевозкам по Северному морскому пути.
Рустам Танкаев
член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК, Москва