8 сентября Киноакадемия сформулировала новые правила для категории «Лучший фильм», которые вступят в силу с 2024 года. Борьба за статуэтку теперь станет возможной при определённых условиях. И их теперь 3.
- По меньшей мере один из исполнителей главных ролей или ролей второго плана имеет азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение;
- Хотя бы треть исполнителей ролей второго плана и массовки — женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с особенностями физического или ментального развития;
- Сюжетная линия фильма связана с одной из этих групп населения.
Но это касается лишь номинации на лучший фильм. Что интереснее — Академия кинематографичесских искусств и наук объявила 4 общих стандарта для церемонии в целом. Для того, чтобы попасть в лонг-лист 96й по счёту премии необходимо выполнить хотя бы 2 из этих стандартов:
- СТАНДАРТ А: экранное представление темы и повествования. Это стандарт к сюжету фильма и актерскому составу.
- СТАНДАРТ B: творческое лидерство и проектная группа. Этот стандарт направлен съёмочной группе.
- СТАНДАРТ C: отраслевой доступ и возможности. Он для студий, которые выпускают проекты и формируют бюджеты.
- СТАНДАРТ D: развитие аудитории. Тут требования к дистрибуции.
И каждое требование включает в себя этнические или расовые группы, гендер, ЛГБТК+ и людей с особыми физическими или умственными способностями.
Таким образом Киноакадемия раз и навсегда решила все конфликты, что преследуют кинопроизводство со дня изобретения киноплёнки. А ещё — одним махом перекрыла все претензии в свою сторону. Из года в год премию обвиняли в том, что статуэтки забирают определённые группы населения (особенно хейтили за предоставление «Оскара» афроамериканцам).
В 2024 году для того, чтобы подать фильм в лонг-лист большинства номинаций необходимо соответствовать хотя бы двум стандартам из четырёх. То есть, если оператор афроамериканец, а сама студия предоставляет оплачиваемую стажировку женщинам или представителям ЛГБТК+, то для картины открыты все пути.
Интересный нюанс в том, что на данный момент в Америке всё это есть и так. И то, что сама премия «Оскар» включает в основные номинации фильмы только американского происхождения. Прошлая церемония, где фильмом года стала картина «Паразиты» стала первым случаем, где победила (и номинировалась) картина из другой страны. Кстати, за это Киноакадемию долгое время обвиняли в политизированности премии. То есть новыми правилами Академия никак не помогла миру преодолеть эти преграды.
И по сути всё останется на своих местах, а мировое сообщество как обычно встрепенулось на пустом месте. Или всё-таки не на пустом?
Больше всего негативных реакций и обсуждений вызвала категория «Лучший фильм». Дело в том, что есть картины, получившие статуэтку, которые под новые правила не подходят (и, внимание, — никто у них премию не отберёт!).
Например, «Властелин колец: Возвращение Короля» — фильм, где ключевые герои мужчины, нет ЛГБТК+ персонажей и нет представителей других расовых групп. Зато в фильме есть орки, эльфы, хоббиты и гномы. Если бы картина Питера Джексона вышла в 2024 году, то не видать ей было бы 11 «Оскаров» (а это, между прочим, максимальное количество статуэток за фильм за всю историю Академии).
Или же картина «Король говорит!», где в центре сюжета несвязная речь белого мужчины. 4 «Оскара», между прочим.
То есть в будущем существует риск дискриминации белых людей. Вернее, историй про обычных белых людей. Хорошо это или плохо покажет время, а пока что просто отметим, что такой богатый и разнообразный актёрский и съёмочный состав впервые стали использовать в производстве сериалов. Крупнейший поставщик контента — Netflix — сформировал для себя эти критерии уже довольно давно. И придерживается им в каждом проекте. Из-за этого, кстати, был небольшой скандал в начале этого года. Netflix сначала анонсировал проект «Если бы только», который снимался в Турции, а затем просто отменил его. Тогда турецкие власти отказались выдавать лицензию на съёмки из-за персонажа-гея, а Netflix отказался вносить правки в сценарий.
А как вы относитесь к новым правилам?