Здравствуйте, дорогой читатель!
Уже больше месяца я работаю в супермаркете, и на личном опыте я столкнулся с тем, что подавляющее большинство покупателей не знают (и их нельзя в этом винить), как там все устроено. Я счел своим долгом тиснуть эту статью, поскольку речь пойдет о двух вещах, которые в современных реалиях имеют большое значение в жизни каждого человека – о деньгах и о нервах, которые можно сберечь, если немного разобраться в работе супермаркетов типа «Пятерочки». Здесь я раскрою некоторые особенности внутренней кухни, которые, возможно, облегчат жизнь вам или продавцам ближайшего магазина, в который вы ходите. Итак, приступим.
1. «По ценнику товар стоит 50 рублей, а Вы с меня взяли 70!»
«Как можно ставить ценник с одной ценой, а пробивать по другой» и т.д. Подобное возмущение приходится слышать регулярно. Ни в коей мере я не обвиняю людей, стремящихся экономить свои кровные – это прагматично и правильно. Но это отнюдь не повод скандалить и трепать нервы себе, кассиру и вызванному им на помощь администратору.
Помимо непосредственно кассы у продавца в супермаркете есть и другие обязанности – в частности выкладка товара и замена ценников. На цены, которые находятся в базе данных кассового аппарата, никак не влияю ни я, ни старшие сотрудники, ни даже наш директор – обновление базы происходит на уровне центрального Московского офиса. Из него же нам присылают новые ценники, которые нужно распечатать на принтере, поштучно нарезать и расставить. Порой этих ценников очень много – 200-500 штук, особенно в период акций, при том, что магазин у нас не сказать, чтобы такой уж большой. Плюс четыре-пять паллет товара, которые надо вскрыть, рассортировать по видам и выставить на полки. Работаем мы круглосуточно, покупатель может зайти в любой момент, и до ценника на тот товар, который Вы взяли, у нас могли просто еще не дойти руки. Предупредить о том, что цена изменилась, продавец обычно не может – поди запомни несколько сотен ценников, которые постоянно меняются, порой и вовсе ежедневно. И пробитие по кассе может быть в обе стороны – товар с акционным ценником сегодня уже может биться по полной стоимости, а может быть и наоборот.
Проблема с ценой решается очень просто – если кассир сообщил Вам сумму покупки, и она показалась Вам подозрительно большой, уточните, какие товары по какой цене пробились по кассе. Если Вы помните, что брали товар по акции, а он пробился дороже, сообщите об этом продавцу. У нас в «Пятерочке» есть возможность пробития товара по ценнику – именно на тот случай, если ценник к Вашему приходу не успели поменять. Я уверен, что и в других супермаркетах действует та же система, так как она соответствует требованиям Закона «О правах потребителя». Рядовой кассир, у которого низкие права пользователя, позовет старшего сотрудника, чтобы убрать из чека товар с "нежелательной" ценой и перебить его по ценнику, а старший продавец сделает это самостоятельно – но в любом случае Вы всегда можете получить товар по той стоимости, по которой Вы его брали на полке. Если Вы товар уже оплатили, то по чеку можно оформить возврат товара с новой ценой и опять же пробить его по ценнику.
Переживать и ругаться для этого не нужно – берегите свою нервную систему, решайте проблему хотя бы конструктивно, если уж нет моральных сил делать это дружелюбно. В конце концов, сотрудники любого магазина – это не биороботы, а такие же люди-человеки, как и Вы сами, и никакого злого умысла и целенаправленного пробивания товара по более высокой стоимости у них нет.
2. Читайте ценники внимательно
Честно не знаю, как ситуация обстоит в других магазинах, а у нас в «Пятерочке» акции бывают разные. Бывают простые акции (желтый ценник без дополнительных отметок), а бывают «хитрые». Например, акция «1 + 1» с ценой в 150 рублей означает, что при покупке двух одинаковых товаров каждый из них будет стоит 150 рублей (итого 150 х 2 = 300), но если Вы берете только один товар, то он будет стоить 300 рублей, а не 150. То же самое с акциями «2 + 1», «2 + 2» и т.д. Акция по карте лояльности (на ценнике нарисована карта) означает, что скидка будет предоставлена только в том случае, если Вы предъявили кассиру эту самую карту – без карты лояльности товар пробьется по полной стоимости. Кстати, кассирам запрещено помогать покупателям и пробивать им скидки по своей (т.е. принадлежащей кассиру) карте. Иногда мы все же это делаем, чаще всего детям или пенсионерам, но на свой страх и риск – за такую помощь ближнему нас вполне могут оштрафовать, если служба безопасности посмотрит видео с камер и поймает нас «на горячем». Также есть скидки, которые идут от количества товара – например, при акции «от двух штук» за один товар Вы скидку не получите, только за два и более.
Ну и наконец, убедитесь в том, что берете товар, соответствующий ценнику. Зачастую товары на полках стоят очень плотно, и вместо товара, идущего по акции, можно по ошибке взять товар, стоящий с ним рядом. Также бывают и запарки при выкладке – например, осталось немного туалетной бумаги с прошлой поставки, ее сдвигают поплотнее в угол, чтобы освободить дополнительное пространство для размещения бумаги с другим наименованием, которой в текущую поставку привезли много. Если работника кто-то отвлек от выкладки, он может просто не успеть или забыть передвинуть ценник.
Лишние несколько секунд, которые Вы потратите на то, чтобы сравнить название товара на ценнике с названием на упаковке и убедиться в своем понимании правил, по которым Вы получите на него скидку, может сэкономить Вам добрых 10-20 минут, которые придется потратить на то, чтобы отменить «ненужный» и пробить «нужный» товар. Не говоря уже об экономии нервов.
3. Берите чеки
Чтобы оформить возврат денег, если Вы отказываетесь от товара, или перебить уже оплаченный товар по ценнику, нужен чек. Я, как человек, который долгое время собирает чеки для домашней бухгалтерии, был изрядно удивлен, обнаружив, что чеки в магазинах практически никто не берет. К приходу уборщицы под конец моей смены мне зачастую приходится раза три-четыре утрамбовывать мусорное ведро, чтобы чеки из него на пол не вываливались. А ведь чек – это как способ контролировать свои расходы, так и способ в некоторых случаях оные расходы сократить (если товар пробился не по ценнику). Не говоря уже о ситуации, когда Вы приобретаете какой-то товар не для себя (пару раз у нас такое было с сигаретами), выходите из магазина, отдаете товар другу/родственнику/соседу и выясняете, что купили не то – приходите с требованием замены, а чека при Вас нет. Конечно, Вы имеете право менять товар, однако заставлять кассира ради этого перерыть мусорное ведро в поисках Вашего чека – это просто по-человечески некрасиво. Не говоря уже о том, что в очереди могут стоять другие покупатели, у которых тоже есть более важные дела, чем ждать, пока среди сотен чеков найдется один «тот самый». Взяв чек хотя бы для того, чтобы убедиться в правильности цен, и сохранив его до того момента, когда Вы убедитесь, что купили именно то, что было нужно Вашим друзьям/родственникам/соседям, Вы окажете большую услугу как себе, так и окружающим.
4. Считайте деньги, не отходя от кассы
Кассир – живой человек, и, как всякий живой человек, он отнюдь не застрахован от ошибок, особенно под конец тяжелой 12-часовой смены. Несколько дней назад я по ошибке сунул 100-рублевую купюру в ящик с 500-ками, и сдал человеку сдачу не 600, а 200 рублей. Покупатель поступил предельно правильно – не отходя от кассы, проверил сдачу, сравнил ее с чеком и спокойно обратил мое внимание на мою ошибку. Я подозвал администратора, чтобы он открыл мне денежный ящик, и пересдал сдачу правильно – без конфликтов и нервотрепок. Была, кстати, и обратная ситуация, когда я сдал больше, чем нужно было – к счастью, покупательница оказалась честным и воспитанным человеком, и вернула мне лишние деньги.
Никакой заинтересованности в том, чтобы обсчитать покупателя, у кассира нет. Вся наличность в кассе пересчитывается в конце смены. Если в кассе минус, продавец выкладывает его из своего кармана. А если в кассе плюс (обычно он маленький и формируется за счет покупателей, не захотевших взять 1-2 рубля сдачи), то этот плюс просто изымается – мы, кассиры, его в собственный карман не кладем. Пересчитываются деньги в отдельном помещении, и торговый зал утыкан видеокамерами, что не позволяет кассирам пересчитывать наличность самостоятельно и не дает им ни малейшего шанса какой бы то ни было излишек из нее утянуть. Поэтому никакого повода намеренно обсчитывать покупателя у нас нет. Но ошибаться мы можем. Поэтому проверяйте сдачу. И обязательно делайте это, не отходя от кассы и не запихивая деньги в кошелек. Задним числом Вы просто не сможете доказать, что не сунули 500 рублей в кошель или сумку, а потом не достали оттуда 100, чтобы обманом получить от кассира лишние деньги.
5. При покупке энергетических напитков, алкоголя и сигарет берите с собой паспорт
Ну и наконец, не нужно обижаться и злиться на продавца, который отказывается продавать Вам энергетики, алкоголь и сигареты без документов, удостоверяющих личность (фото паспорта в телефоне таким документом не считается, я в фотошопе тоже что угодно нарисую). В магазины нередко приходят «подставные» покупатели. Когда я только устроился, буквально каждая сотрудница прочитала мне лекцию о том, что нельзя пробивать такие товары без документов даже очень красивым девушкам, активно строящим мне глазки. Чуть позже я узнал, что буквально передо мной у них был кассир, который проработал всего месяц – под конец этого срока ему попалась именно такая девушка, которой он пробил пиво, не спросив паспорт. Девушка вышла из магазина и вернулась в сопровождении «народных активистов» - оказалось, что ей нет 18 лет. Вызвали полицию, составили протокол и насчитали парню 30 000 рублей штрафа – это буквально ВСЕ деньги, которые он за этот месяц заработал. А ведь во многих магазинах зарплата продавца еще меньше. Отнеситесь к продавцам с пониманием и берите с собой документы, ведь Вы тоже вряд ли готовы отдать всю свою месячную зарплату за «честное пионерское» от незнакомого Вам человека.
Спасибо за то, что прочитали этот длинный текст. Надеюсь, он поможет Вам, покупателям, и нам, работникам магазинов, решать проблемы на дружелюбной ноте и беречь свое время, деньги и особенно нервы, которые так важно сохранить в условиях текущего экономического кризиса.