Не каждый человек, перешагнув рубеж, ведущий к вековому возрасту, способен привнести в свою жизнь новые технологии, возиться со множеством функций смартфона и тем более разбираться в соцсетях. Легендарный оператор Левон Атоянц из редких "могикан", кого новое не просто интригует и становится преодоленной преградой, - оно превращается в мостик, связывающий с миром, или в персональную книгу воспоминаний, советов молодым и шутливых изречений.
ЛЕВОНУ АТОЯНЦУ НЕДАВНО ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ! Почтенный возраст не помешал ему с шуткой встретить юбилей. "Репетиция моего будущего столетия начнется 09.09.2020 г. в 12.00. С 13 сентября с.г. в связи с отличным состоянием здоровья журналистов для интервью буду принимать в любое время суток!" - написал Левон Арутюнович на своей странице в Фейсбук, где число его подписчиков уже достигло более чем 4200 человек и пополняется каждый день. Не меньше людей "осаждает" эту живую легенду армянского и советского кинематографа и в его квартире во IIНоркском массиве. Здесь огромное количество книг, масса всевозможных сувениров, личная коллекция эксклюзивных открыток, авторские шаржи на друзей и близких, фотографии, по которым можно собрать уникальную энциклопедию отечественного кино с оставшимися за кадром эпизодами прошлого.
А прошлое у Левона Арутюновича не просто богатое. Атоянц сегодня один из немногих жителей Еревана, которые своей жизнью и деятельностью символизируют целую эпоху: от становления Советского государства, кинематографу которого он посвятил себя без остатка, до его распада, от Арцахской войны начала 1990-х, ход которой он засвидетельствовал лично, до создания независимой Армении, минусы руководства которой он нещадно критикует, как и свойственно истинному интеллигенту. За 60 лет в кино Левон Атоянц снял тысячи кадров как в мирное, так и в военное время, а в последние годы сам начал попадать в объектив, став героем многочисленных фильмов и телевизионных передач.
"Съемка среднего плана героя к фильму "Мартирос Сарьян". Справа в углу режиссер фильма Лаэрт Вагаршян! Снимаю я, - подписывает Атоянц фотографию и ненавязчиво дает на своей странице в ФБ мастер-класс: - Этот ракурс подчеркивал величие Мастера! И фон развалин работал на фильм".
"ВЫ ПОМНИТЕ ЕГО, ДРУЗЬЯ-ЕРЕВАНЦЫ? ЕГО ЗВАЛИ КАРАБАЛА, человек-улыбка, человек-легенда в нашем городе. Только и делал, что дарил ереванским молодым женщинам и девушкам цветы! Дарил - и все! Никаких проблем и просьб. В те годы Ереван еще был городом без непонятных бунтов и взаимной ненависти. Карабалы не хватает! Для интереса предлагаю интернетный адрес статьи про Карабалу. Отличный фильм получится! - советует Левон Арутюнович и "подсовывает" молодым коллегам новую тему для кино: - Тайна армянского алфавита! Он выбит на крупнейшей в Баварии фреске! Подробности - в интернете. Есть сценарий, можно снять фильм".
"Хочу поделиться своими портретными зарисовками. Слева портрет переселенца в Армению из Сирии в 1946 по 1950 годы. Их в те годы называли "ахпарами". Справа портрет писателя Серо Ханзадяна, который напоил меня тутовой водкой своего перегона. Высший класс...А третий набросок я сделал по памяти, вспомнив тифлисского кинто. Продолжение следует", - удивляет новой стороной своего таланта оператор и спустя пару дней выставляет другие шаржи: на "Таквора" - "порядочного до святости человека, тестя кинорежиссера Эрнеста Мартиросяна", на самого Эрнеста, кинооператора Армянского телевидения Эдика Пичикяна по кличке Пичик...
Левону Атоянцу было неполных 5 лет, когда в родном Тифлисе он впервые столкнулся с кинематографом, причем сразу в лице легендарного Амо Бекназаряна, снимавшего "Пепо". Роль Нателлы исполняла тетя матери юного Левона Нина Манучарян.
"Еще в ранние школьные годы в Тбилиси, у нашего дома, снимали армянский фильм "Пепо". Видимо, это и послужило причиной, и я всю свою сознательную жизнь посвятил кинематографу! Спасибо Амо Бек-Назарову и Дмитрию Моисеевичу Фельдману! Низкий поклон им! Это судьба, никуда не денешься! Я доволен судьбой", - пишет Левон Атоянц.
Правда, прежде чем добраться до съемочной площадки, Левон прошел долгий путь мальчишеских мечтаний, желая стать то летчиком, то секретным агентом, под впечатлением фильма "Подвиг разведчика", а то и ученым, поскольку в школе был увлечен физикой. С началом Великой Отечественной войны он даже умудрился с тбилисскими мальчишками бежать на фронт, но очень скоро юных "фронтовиков" благополучно вернули за парту. Тогда он вновь вспомнил о первой встрече с кино, оставившей глубокое впечатление, и к концу войны определился с будущей профессией. В 1944 г. в Тбилиси привезли картину "Давид Бек" Бекназаряна, на которую повалили все, от мала до велика. Недавно Атоянц признался, что хранит у себя отрезок негатива этого фильма, который стащил из киностудии, расположенной недалеко от школы, где он учился.
"В ТЕ ГОДЫ ВГИК ГОТОВИЛ КАДРЫ для национальных киностудий республик СССР, я отправился поступать на оператора, но вдруг выяснилось, что стране нужны инженеры кино, и меня направили в ЛИКИ - Ленинградский институт киноинженеров, - рассказывает Атоянц. - Пришлось сдавать другие экзамены, но я поступил, чему позже был очень рад. Мы проходили химию пленки, физику, оптику и другие технические предметы, которые в дальнейшем пригодились мне в работе оператором. В годы учебы я подрабатывал на "Ленфильме", где познакомился с известным оператором Вячеславом Гордановым и научился на его картинах, как ставить свет".
Однако попасть на съемочную площадку Атоянцу удалось не сразу. После вуза он вернулся в Тбилиси, но не смог устроиться по специальности и пошел рабочим на авторемонтный завод. В 1955 г. Левон решил переехать в Ереван и попытать счастья на "Арменфильме". И тут не обошлось без проблем. Для поступления на работу требовалась местная прописка, но прописку давали, если уже была работа. Помогли знакомство с девушкой из паспортного стола и небольшая афера: стоило знакомой отлучиться на пару минут, как Атоянц схватил со стола печать и сам пробил себе прописку. Его взяли на "Арменфильм" осветителем, но через пару дней пришлось оправдываться в милиции и рассказать правду начальнику отдела МВД. Вопрос уладил один из друзей Левона, назвавшись сводным братом и прописав его у себя. К подобным "хулиганствам" - нарушению принятых правил и канонов Атоянц привык с детства, что отразилось и на его операторском почерке. Не случайно однажды после работы над фильмом "Автомобиль Авдо" к нему подошел известный режиссер и педагог Юлий Райзман и произнес: "Интересный у вас стиль съемки - хулиганский!"
Как оператор, Левон Атоянц - автор около 50 документальных и игровых фильмов, вошедших в сокровищницу армянского кинематографа. "Солдат и слон", "Всадник, которого ждут", "Трое из нас", "Кум Моргана", "Родник Эгнар", "Восточный дантист", "Хаос", "На дне", "Ссыльный 011", "Крупный выигрыш", "Рассвет на грустной улице", "Зажженный фонарь", "Аптека на перекрестке", "Где ты был, человек божий?" - в этих и других фильмах ощущается прекрасное знание литературного материала, культурных особенностей исторического периода событий фильма, блестящее владение аппаратурой.
Сегодня Левон Атоянц нередко вспоминает былые годы, коллег, друзей, в том числе и корифеев армянского кинематографа, сетуя, что они все больше предаются забвению, несмотря на огромные заслуги перед Отечеством. Часть его уникальных воспоминаний сохранена в авторской книге-мемуарах "Фильмотека памяти", другой он делится со своими постоянными гостями, третью оставляет на страничке в ФБ. Среди ярких воспоминаний - "арцахский период", когда в годы войны он отправился в Шуши снимать события освободительной борьбы армянского народа.
"ПОПАЛИ! УРА-А-А! "ШАКАЛЫ" БЕГУТ!" - подписывает юбиляр одну из своих арцахских фотографий. "Подобных фотографий по военному Арцаху я снял очень много! Криминальная их история очень плачевна! Часть из них пропала, когда в холодные годы ограбили мою операторскую комнату на "Арменфильме". Я хранил их в большом железном сейфе. Двуногий шакал, стащив сейф, выкинул пленки на мокрый и грязный пол!" - сетует он и в то же время рассказывает, как встречал на фронте коллег по "Арменфильму", как поражался храбрости наших воинов, воюющих за правое дело: "Мальчик Рома - боец-освободитель в Карабахской войне! Фото мое. Я в фотографиях сохранил память истинных патриотов своей страны! Недруги, мотайте на ус, таких мальчиков в Арцахе тысячи! А в Армении сотни тысяч! Они идут бить варваров, а не погибать! Бог с ними!"
Бог и с вами, дорогой Маэстро! Пусть начатая вами репетиция собственного 100-летия увенчается успехом и пройдет путь длиной в еще один десяток лет на радость нам, поклонникам вашего таланта, и поможет молодым кинематографистам, как вы того желаете, избавиться от "клипового сознания" и начать снимать хорошее кино. То самое, создать которое вам не помешала ни устаревшая техника "Арменфильма", ни строгая советская цензура, ни смена эпох.
Магдалина ЗАТИКЯН
https://golosarmenii.am/article/94296/operator-s-xuliganskim-stilem-levon-atoyanc