Найти в Дзене

От «Франкенштейна» до «Платформы» – тема научного эксперимента в кино

Кино во многом – исследование, эксперимент. Режиссер помещает героев в определенные условия и смотрит, как они себя поведут. Но опыты могут и сами становиться предметом исследования. Какие же фильмы об экспериментах существуют, и на какие типы их можно разделить?

Учёный возомнил себя богом

Группа фильмов, в которых учёные создают человеческое существо, а потом страдают: «Франкенштейн» (1931) и его ремейки, «Собачье сердце» (1988), «Химера» (2009)… Для эксперимента обязательно используют некачественные материалы: мозг убийцы, органы алкоголика, ДНК животного с ядовитым жалом. Возникает вопрос: определяет ли физиология и, если шире, происхождение будущие наклонности, или есть возможность все изменить?

Франкенштейн

Франкенштейн / imdb.com

Результаты опытов говорят, что нет. Но связано это в том числе с тем, что создатели не умеют или не хотят воспитывать свое детище. Так, чудищу Франкенштейна в 1 экранизации тычут факелом в глаза, а потом просто хотят убить. При этом у «монстра» есть задатки человечности: его радует дружелюбие маленькой девочки. Он убил ее случайно и сам испугался исхода. Отец Франкенштейна на его свадьбе дважды поднимает тост «за будущего наследника, сына Франкенштейнов», что переносит случившееся в перспективу рода. Химера показывает это напрямую. Она сделана на базе ДНК своей создательницы, которая впоследствии беременеет от нее. Так кого же способны породить эти интеллигенты, гениальные учёные, свет человечества?

-2

Химера

Химера / cinemablend.com

Игра на выживание

На что готов пойти человек ради своей жизни? Серия «Пила» – самые известные фильмы этой группы. В центре 1 части (2004) – психологический эксперимент. «Подопытными кроликами» становятся грешники. В живых остается тот, кто переступает за грань человеческого, то есть становится сверхчеловеком. Убивают не смертельные ловушки, но принятые решения. Конструктор игры был болен раком и сбросился со скалы, но остался жив. Человека разрушают внутренние демоны, а не внешние обстоятельства. Отсюда идея игры.

Конструктор развлекается зрелищем. Как и мы. В «Страшной воле богов» (2014) эта мысль доходит до апогея: смертельная игра оказывается шоу, которое транслируют на огромных экранах. Жесткость эксперимента и самого фильма просто отражают потребности людей.

-3

Джон Крамер, он же "Пила"

Джон Крамер, он же "Пила" / https://i.pinimg.com

Аллегория общества или жизни

«Куб» (1997) и «Платформа» (2019). Эти фильмы сравнивают с «Пилой», и они действительно похожи темой выбора на пороге смерти. Но главная их особенность – символизм. «Куб» – тюрьма, состоящая из лабиринта комнат со смертельным ловушками. Причина и цель заключения неизвестны. Герои ходят по кругу и выживают с помощью силы, хитрости, математических знаний, сверхспособностей. Все это о бренности существования. Выйти из нее сможет только тот, кто полностью чист и не привязан к жизни, то есть находится вне системы.

«Платформа» (в оригинале «яма») – многоэтажная тюрьма-эксперимент. Каждый день еду спускают на платформе от 1 до последнего этажа. Чем ниже этаж, тем меньше остаётся еды. Каждый месяц узник рандомно попадает на другой этаж. С одной стороны, яма – это общество. На 1 месте – проблема ограниченности ресурсов. Как без вмешательства извне добиться равенства? Возможно ли управление без насилия? С другой, фильм создаёт модель бытия. Заключённые поставлены в условия, в которых невозможно жить справедливо и хорошо. Устроители эксперимента – аллегория Бога или Большого Брата – диктуют правила, раздают блага. Возможно ли сломать систему – неизвестно.

А какие фильмы об экспериментах знаете вы? И что, на ваш взгляд, интереснее: психологизм и правдоподобность или символическая структура, которую надо разгадать?