№1. Государство и школа.
Современное образование вызывает обоснованное беспокойство у общественности, которая озабочена будущностью России. Средства массовой информации очерняют прошлое нашей страны, и даже в достижения СССР вносят ложку дегтя. Почему мы не любим наше прошлое? Ведь без него не было бы настоящего. В СССР было главное: социальная справедливость, единые ценности всего многонационального народа и незначительная разница в доходах населения.
Я неоднозначно воспринимаю ни Советское прошлое, ни сегодняшние реалии. В нашей стране был лозунг: «Кадры решают всё». Благодаря правильному подбору, профессионализму и расстановке кадров, СССР стал великой державой. На ключевых местах во всех областях народного хозяйства стояли специалисты, проходящие всю цепочку руководящих должностей снизу доверху. Но начиналось все со школы. Я считаю, что в СССР было хорошее школьное и вузовское образование. Я отношусь к «детям войны» и расскажу, не претендуя на всесторонний анализ, как менялось образование с течением времени. Но сначала про отношение Советского государства к образованию.
В дореволюционной России простое население было сплошь неграмотным; школы и вузы были недоступны для детей рабочих и крестьян. Кроме того, у многих народностей не было письменности. К концу 19 века в России было 79% неграмотных, в том числе в Средней Азии – 95%. В годы гражданской войны из России эмигрировала образованная, культурная часть общества и, конечно, % неграмотных стал больше.
В СССР работа по ликвидации неграмотных среди взрослых приняла массовый характер. В школах грамотности за 15 лет Советской власти обучились более 50 млн неграмотных и более 40 млн малограмотных.
Государство параллельно организовывало мероприятия по усовершенствованию всеобщего обязательного бесплатного школьного обучения. Были государственные ассигнования на подготовку учителей, строительство и содержание общеобразовательных школ, ПТУ, в которых давали среднее образование и в то же время ребята получали рабочие специальности. Существовали вечерние и заочные школы рабочей молодежи, средние специальные учебные заведения, школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития. Получив аттестат зрелости, все ребята могли поступать в вузы, обучение в которых было бесплатным. Все дети школьного возраста были на учете.
Учителя пользовались уважением. Это объяснялось совокупностью факторов:
●Государство создавало положительный имидж учителей с помощью средств массовой информации, документальных и художественных кинофильмов, журнальных и газетных публикаций, интервью на радио и телевидении с лучшими педагогами. Советские композиторы совместно с поэтами создавали мелодичные песни на школьную тематику.
● Лучшим учителям СССР присваивали звания, их награждали государственными наградами. В некоторых вузах были факультеты повышения квалификации учителей.
● Ежегодно печаталось свыше 400 названий учебников и учебно- методической литературы тиражом свыше 11 млн экземпляров. Для учителей издавались периодические журналы и газеты, в которых публиковались разнообразные материалы по вопросам организации учебно- воспитательного процесса, юридические консультации, книжные обозрения и т. п.
● Имена педагогов-новаторов: Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Шаталова В.Ф., Соловейчика С.Л. были известны всей стране. Над совершенствованием учебного процесса работали многие другие педагоги школ и АПН СССР. Они создавали новые системы и методы обучения, которыми могли воспользоваться все желающие. Таким образом, в рамках государственной системы обучения преподавание не было консервативным, закосневшим, оно было подвижным, живым.
● Государство понимало, что образование тесно связано с воспитанием, формированием нравственно-волевых качеств ребенка, а с другой стороны правильно поставленное воспитание способствует успешному овладению знаний, то есть это взаимодополняемые процессы.
● Учителя не только передавали новые знания, но и формировали личность ребенка, прививали гордость за многонациональную Родину. У ребят вырабатывались идеологические убеждения хранить и умножать материальные и духовные богатства страны, беречь и охранять природу.
● Воспитание в школе проводилось в единстве с деятельностью ВЛКСМ (комсомола) и пионерской организации.
● Разностороннюю помощь школе оказывали общественность и шефские организации: предприятия и крупные магазины.
● Чиновники образования разных уровней обычно начинали свою трудовую деятельность в школе и проходили все ступени педагогического мастерства: учитель-завуч- директор школы-зав. районо-……министр.
В следующей статье я сравню свое обучение в школе при Сталине И.В. и Хрущеве Н.С., а также опишу небольшой опыт преподавания в современной России.
А что вы думаете об участии государства в образовательном процессе? Дистанционное обучение заменит ли учителя?