Найти тему
ОкоВозможностей

Чем отличаются лучшие студенты от хороших, средних и худших

Чем же отличаются в своем поведении, мотивации студенты, показывающие хорошие, средние и плохие результаты? И нужно ли хорошо учиться в вузе?

Обучение поделено на семестры, внутри каждого семестра имеется набор предметов, увязанных в последовательность и позволяющих получить требуемые в профессии компетенции. Также студенты выполняют курсовые работы и проекты, в процессе разработки которых развивают требуемые в профессии навыки, защищают проекты.

Конечно, хотелось бы ответить, что лучшие студенты делают все требуемые задания, отвечают на занятиях, не пропускают лекции. По окончании вуза получают диплом с отличием и устраиваются на высокооплачиваемую работу по специальности.

В реальности ситуация несколько иная.

Итак, хорошие студенты - те, кто стремятся хорошо учиться. Разбираются с заданиями, к ним часто обращаются за советами. Они отличники или близко к этому. Они достигают такого уровня, что зачетка работает на них. Действительно, из них получаются толковые специалисты.

Еще одна категория студентов, условно назовем их средние - стараются учиться, упор делают на то, чтобы кто-то первый разобрался, выяснил требования преподавателя. Они расспросят, спишут у отличников, не пойдут первыми отвечать на экзамене. Хорошие студенты для них являются авторитетами, консультантами, наставниками.

Слабые студенты - те, кто начинает суетиться увидев себя в списках на отчисление. Как правило, эти студенты в течение семестра не заняты чем-то полезным, а например, играют в компьютерные игры. Эти студенты прикладывают усилия чтобы остаться на учебе, договариваются со всеми с кем возможно, требуют разных пересдач, жалуются что им не дали возможности сдать, требуют дополнительных занятий во время зачетной недели, привлекают разных родственников. Отнимают много личного времени у сотрудников деканата и преподавателей. Как только острая проблема с отчислением, закрытием долгов снята, они снова расслабляются.

Почему же тех, кто прилежно учится я выделил в категорию хороших студентов? Потому что есть еще одна категория студентов.

Отличные студенты - имеют собственные цели в жизни и некоторый план по их достижению. В этом случае абитуриенты осознанно выбирают профессию, самостоятельно изучают технологии. Отношение к предметам делится на те, которые они считают важными и полезными для себя, и теми предметами, которые они игнорируют или закрывают совершенно формально. Часто такие студенты пробуют создать свой бизнес, начинают работать по специальности на 2 или 3 курсе. К оценкам такие студенты относятся достаточно ровно. Они чаще стараются взять индивидуальные задания по предметам, темы курсовых стараются выбирать сами. Могут занять первое место в олимпиаде по специальности.
Для университета такие студенты не особенно удобны.

Истории Илона Маска или Стива Джобса - как раз про таких студентов. Особенность только в том, что этот уровень требует осознанности и ответственности, ведь далеко не все отчислившиеся студенты стали миллиардерами.

Речь Стива Джобса перед студентами Стэнфорда
Речь Стива Джобса перед студентами Стэнфорда
Далеко не все студенты, бросившие учебу в вузе, становятся миллиардерами
Далеко не все студенты, бросившие учебу в вузе, становятся миллиардерами

В чем же отличие?

Проактивное поведение - когда студент сам ставит цели в жизни и их добивается.

Реактивное поведение - работа в режиме ожидания и внешнего оценивания. Диапазон реактивного поведения очень широк: от хорошего выполнения поставленной задачи до учебы только под угрозой отчисления и, например, призыва на воинскую службу.

Отличные студенты с проактивным поведением могут быть отличниками учебы (совпадает в признаками хорошего студента), могут быть троечниками (совпадает с признаками слабого студента).

Хотелось бы отметить, что хорошие, средние, слабые студенты тратят 4-6 лет своей жизни на учебу. Еще раз - все из них затрачивают примерно одинаковое время на учебу, только распределяется это время по-разному и результат отличается:

  • Хорошие студенты выполняя задания и первыми разбираясь со сложными задачами приобретают квалификацию, получают повышенные стипендии, становятся победителями олимпиад;
  • Средние тратят время на переписывание и учатся достаточно комфортно, квалификация их конечно пониже, но достаточная для трудоустройства;
  • Слабые тратят время на пересдачи и уговаривания, что сопровождается стрессом для всех участников, бонусов от учебы они никаких не получают.

Вначале обучения каждый студент осознанно или неосознанно выбирает какую либо из этих траекторий. Исключение - те, у кого проблемы с интеллектом физиологического характера. То есть, в большинстве случаев, достижения студента и эффективность его жизни зависят от него самого.

То что написано, касается людей, которые угадали с профессией при поступлении. Про выбор профессии видимо придется отдельно написать.

Если хотите понять по теме проактивности более глубоко, то порекомендую две книги:

  • Стивен Кови - "Семь навыков высокоэффективных людей";
  • Виктор Суворов - "Аквариум".

Мне приятно видеть - что в каждом потоке находятся несколько проактивно живущих студентов, чей уровень значительно выше остальных. Возможно, после прочтения материала на одного такого студента станет больше.