Найти тему
V-R

Руки делают: тест Лауры-3, рождённой в перестройку и дожившей до наших дней

Не буду скрывать, глаза и правда боятся. Боятся поверить, что передо мной действи­­тельно стоит полу­мифическая машина, которой уже почти четверть века. Лауру мало кто видел даже тогда, в момент рождения, а мне она и вовсе знакома лишь по паре публикаций в прессе середины девяно­стых. Смазанные фото­графии и обрывочные сведения, которые почти стёрлись из памяти.

Да чёрт с ней, с памятью — история чуть не стёрла в пыль саму Лауру. Она могла исчезнуть так же, как и многие другие проекты конст­руктора Дмитрия Парфёнова. Просто сгнить в гараже где-то на севере Ленин­градской области. Но сейчас лето 2020-го, искрится на солнце необычная бледно-золоти­стая краска, спокойно и раз­меренно пульси­рует атмо­сферный V8, а Дмитрий даёт мне пару настав­лений перед тем, как отпустить на дорогу.

— Я её только недавно восстановил, но сход-развал сделать не успел, прикинул на глазок, по верё­вочкам. Так что не жди многого от управля­емости, ну и мелочи пока не доделаны: тут вот решёточка криво стоит, там не хватает панельки… Руки не дошли. А ещё венти­ляторы охлаждения живут своей жизнью, а датчик темпера­туры я так напрямую и не подцепил. Так что в OBD-разъём воткнута «читалка», и вот тебе смартфон с программой — следи по ней. Но всё должно быть в порядке.Удивительная самокритичность для творче­ского человека! Парфёнов не пытается превоз­нести своё детище и искренне рассказы­вает обо всех недостатках, большин­ство из которых я бы даже не заметил. Но и достоин­ства отмечает с той же самой прямотой — впрочем, какой смысл пере­сказывать всё это, если можно просто взять и послушать из первых уст?

Время и место рождения Лауры не укладыва­ются в голове: 1996 год, полураз­рушенная Россия — и тут такое. Но это, если не знать, что речь идёт о машине уже третьего поколения, которой предше­ство­вало множество проектов даже более смелых и созданных в ещё более тяжёлых условиях. Ведь самую первую Лауру делали в середине восьми­десятых два совсем молодых парня, знакомых ещё со школьной скамьи — сам Парфёнов и его товарищ-изобрета­тель Геннадий Хаинов. И проис­ходило всё в самом обычном ленин­градском гараже.

Концепция третьей Лауры на этом фоне действи­тельно выглядит скромно, ведь по сути это… пере­одетый Pontiac Fiero! Он словно специ­ально создавался для народного креатива: что может быть удобнее простран­ственной рамы, обшитой пластико­выми панелями? А в сочетании со средне­моторной компоновкой Fiero оказался идеальной заготовкой для бюджетных реплик Ferrari, Lamborghini и иже с ними. Или для чего-то совер­шенно оригинального.

-2

Намётанный глаз распознает исходник по форме стоек крыши, но других подсказок не найти — все панели кузова и салона у Лауры собствен­ные. И если снаружи она по сей день не вызывает ничего кроме восторга, то к интерьеру при желании можно попридираться.Не слишком уместно выглядит руль Momo, совсем странно — четырёх­точечные ремни Sparco, огибающие сиденья под настолько неесте­ственными углами, что проще не пристёги­ваться вовсе. А вот сами кресла шикарные: они сделаны заново на стан­дартных фиеровских каркасах и, признаюсь честно, далеко не в каждом спорткаре сидишь настолько плотно и удобно — буквально как влитой!
Да и нарисовано всё — залюбуешься. Снова вспоми­наем, что это авто­мобиль из 1996-го, когда никто даже не думал красить элементы интерьера в цвет кузова. Безумный Plymouth Prowler с похожим решением появится только через год, возрож­дённый VW Beetle — через два, а тут пожа­луйста: на передней панели, централь­ном тоннеле и дверных картах точно тот же золоти­стый оттенок, что и снаружи.Магнитола с большим сенсорным дисплеем, понятное дело, появилась здесь намного позже. А вот цифровой приборный щиток — из девяно­стых. Причём, если не знать, ни за что не догада­ешься, что позаим­ствован он у огромного предста­витель­ского «чемодана» Cadillac DeVille: в спортивный антураж эта штука вписалась просто безупречно!

-3

Мотор — от того же Кадиллака. Это алюмини­евый 4,6-литровый V8 серии Northstar: как объясняет Парфёнов, на тот момент в Америке было не найти ничего современнее по конструкции. А вот использо­вание кадил­лаковского же четырёх­ступенчатого «автомата» продикто­вано исключи­тельно соображе­ниями простоты, хотя уже в тот момент Дмитрий понимал, что на динамике ленивая и плавная трансмиссия скажется губительно.

Впрочем, Лаура-3 и не задумывалась как трек-тул: в первую очередь Парфёновым двигал инженерный и творческий азарт. Вот, например, задачка — запихнуть в моторный отсек Fiero, рассчитан­ный максимум под V6, немаленькую «восьмёрку» вместе с транс­миссией и выпускной системой. Задачка со звёздочкой — сделать это, сохранив багажник, в то время как американские самодельщики его попросту вырезают.

-4

И ведь получилось! Мотор на месте, багажник на месте, а выхлоп находится… в заднем бампере. Сфото­графи­ровать этот затейливый клубок из труб и термо­изоляции решительно невозможно, поэтому просто поверьте на слово: креатив и мастер­ство там просто порази­тельные. Вдобавок Дмитрий полностью пере­делал задний подрамник, заново спроекти­ровал подвески и рулевое управление, установил мощные тормоза от универсала Dodge Magnum — словом, от ориги­нального Pontiac Fiero только силовая структура кузова и осталась.

Что подводит нас к философскому вопросу: Лаура — это ещё глубокий тюнинг или уже полностью самостоятельный автомобиль?

-5

Правильный ответ: да какая разница?! Я сижу на водитель­ском месте, за спиной глубоко дышат все восемь цилиндров, и вот-вот мне посчастли­вится узнать, каково это — кататься на настоящем единороге. Блестящий селектор трансмиссии в «драйв», газ…Нет, здесь не будет восторгов от быстрого вождения и детального разбора нюансов управля­емости. Лаура разгоняется очень уверенно — ещё бы, при мощности в 320 сил! — но степенный «автомат» растворяет в своих недрах любые намёки на агрессию. Да и в звуке не сыскать настоящей злости: V8 рычит низко, полнокровно, но бархатно и совсем не громко. То, что нужно для расслаб­ленной воскресной езды.

-6

Правда, подвеска расслабиться не даёт: Парфёнов её созна­тельно сделал жёсткой, и на убитых дорогах Ленин­градской области Лаура основа­тельно подпрыги­вает. Но не ката­строфически — всё-таки опреде­лённый запас энерго­ёмкости здесь имеется. И имеются явные задатки к азартной рулёжке: купе проворно меняет направ­ление, хорошо держит траекторию и… И это всё, что я могу сказать. Без выстав­ленной геометрии, с неработа­ющим усилителем руля можно только оценить потенциал — мол, вот если тут всё настроить как надо, получилась бы интересная машина.

Но этой истории уже не бывать. Лаура-3 задумы­валась как коммер­ческий проект для США: именно поэтому за основу взят Fiero, и именно поэтому Парфёнов с единомыш­лен­никами оборудо­вали в Штатах небольшое произ­водство. Но вскоре они возвраща­ются в Санкт-Петер­бург, и вся затея автомати­чески рассыпается — ну в самом деле, где у нас брать эти Понтиаки?

-7

На этом путь парфёновских спорткаров фактически закончился, но именно сейчас они начинают возрождаться — уже не в коммер­ческих целях, а исключи­тельно как часть автомо­бильной истории. Наша золоти­стая Лаура-3 жива и ездит, а тем временем Дмитрий уже работает над сохранив­шимся полу­фабрикатом автомобиля второй серии.

Лауры всех трёх поколений остались и у Геннадия Хаинова. Сам конструктор, к сожалению, скончался в прошлом году, но восстанов­лением наследия теперь занима­ется его сын Даниил. Возможно, через несколько лет всё это превратится в живую коллекцию, которая послужит вдохно­вением для нового поколения молодых конструкторов. Ведь если в самые сложные времена, на рубеже эпох, у нас в стране рождались такие смелые и необычные авто­мобили, то теперь и подавно не должно быть ничего невозможного. Главное — захотеть.