Добрый день!
Мы много рассказываем о факторинге и его особенностях, даем советы, как проще и быстрее получить финансирование. Сегодня речь пойдет о бухгалтерском и налоговом учете факторинговых операций, который зачастую пугает потенциальных клиентов. Особенно сложным он кажется микропредприятиям и малому бизнесу: не секрет, что часто в таких организациях учет ведет либо сам владелец бизнеса, либо приходящий бухгалтер, и любое усложнение операций требует больших затрат сил.
Онлайн-факторинг не создаст проблем бухгалтерии
Не будем спорить: если речь идет о стандартном факторинге «на бумаге», учет финансирования может оказаться трудоемким. Дело в том, что весь документооборот умножается на два: в сделку включается третья сторона – факторинговая компания, и ей нужно предоставлять все бумаги по сделке. А значит, каждый документ нужно скопировать, заверить и доставить фактору – или лично, или курьерской службой. Получается, игра стоит свеч или при крупных суммах и сроках финансирования, или совсем уж в безвыходной ситуации.
По-другому обстоит ситуация в онлайн-факторинге: так как вся работа по сделке производится через интернет, а документы предоставляются в виде сканов в ЭДО, то оформление финансирования не требует больших трудозатрат. А значит, будет целесообразным даже при небольшой сумме контракта.
Подробности о том, какие документы понадобятся для подачи заявки на онлайн-факторинг.
А так как все процедуры заверяются электронными подписями сторон, то документация, сформированная в ЭДО, имеет 100% юридическую значимость – то есть отчетность по факторинговым операциям тоже не требует дополнительных затрат времени и сил!
Бухгалтерам предприятий остается только правильно отразить проводки в учете. Сегодня мы поговорим именно о том, как это сделать.
Бухучет поставщика: факторинговые операции
Вначале разберемся, что меняет факторинг в учете поставщика. Факторинг – это уступка дебиторской задолженности другой компании (по сути – ее обмен на деньги). Значит, из активов баланса должна «исчезнуть» дебиторка, а взамен на расчетном счете появляются денежные средства. Пассив при этом не изменится – ведь факторинг это не кредит или заем, а досрочная оплата уже имеющихся в активе обязательств заказчика. Дополнительно отражаются операции по выплате факторинговой комиссии.
Итак, поставщику или подрядчику, который получил факторинговое финансирование, необходимо отразить в учете:
Все операции, которые связаны с исполнением контракта отражаются в учете, как обычно. Это выполнение работ, оказание услуг, отгрузка товара, списание себестоимость, начисление НДС.
Уступка права денежного требования факторинговой компании – это, по сути, списание дебиторской задолженности. Проводка со счета 62 «Расчеты с покупателями» на счет 91-2 «Прочие расходы».
Все перечисления между клиентом и факторинговой компанией – это проводки между счетом 51 «Расчетные счета» (мы рассматриваем онлайн-факторинг, а значит, расчеты будут исключительно в безналичной форме) и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:
Все поступления финансирования от факторинговой компании – проводка Кт 76 – Дт 51 (может быть как один платеж, так и два и более).
Все выплаты от клиента факторинговой компании – проводка Дт76 – Кт51 (комиссии за выдачу, использование факторинга).
Заметим, что НДС по комиссиям учитывается отдельно (факторинговые комиссии облагаются НДС). Чтобы предъявить сумму налога к вычету, нужно сделать дополнительные проводки:
Учет НДС с комиссии финансового агента: Дт19 – Кт76.
Предъявление НДС к вычету: Дт68 – Кт19.
Может произойти ситуация, когда заказчик не исполнил вовремя свои обязательства по уступленной задолженности. Тогда (если в факторинговом договоре есть условие регресса) возврат долга могут потребовать с поставщика. Чтобы отразить операцию возврата и претензии к заказчику, нужно сделать проводки:
Возврат полученного финансирования факторинговой компании (Дт76 – Кт51).
Претензия за неоплаченный товар заказчику (Дт 76.2 – Кт76).
Бухучет заказчика: факторинговые операции
Как мы видим, сложности для поставщика бухучет по факторингу не представляет. Заказчику еще проще – его участие в сделке ограничивается тем, что оплату товара или услуг по контракту он переводит не своему контрагенту, а факторинговой компании. Делает он это на основании официального уведомления о смене кредитора, которое направляется сразу после совершения уступки (в онлайн-факторинге роль уведомления исполняет трехсторонний онлайн-реестр, который подписывают своими ЭП заказчик, фактор и поставщик).
Таким образом, все изменения в учете у заказчика заключаются в том, что он переводит свою задолженность с одного кредитора на другого, а затем оплачивает контракт новому (факторинговой компании). При этом проводки, которые касаются исполнения контракта поставщиком и учета предъявленного НДС, заказчик делает в обычном режиме.
Смена кредитора в результате произведенной клиентом уступки денежного требования по контракту: кредиторская задолженность «списывается» с поставщика и переходит на факторинговую компанию проводкой Дт60 «Расчеты с поставщиками» – Кт76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Перечисление суммы денежного требования в адрес нового кредитора (факторинговой компании): Дт76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – Кт51 «Расчетные счета».
Итак, при оформлении онлайн-факторинга нагрузка на бухгалтерию сторон сделки (поставщика и заказчика) практически не увеличивает. Операции по факторингу потребуют всего несколько проводок, а документы и отчетность будут формироваться в личном кабинете – их останется только распечатать.
Заинтересовал онлайн-факторинг? Подайте заявку на сайте GetFinance, чтобы получить индивидуальные условия финансирования от 11 ведущих факторинговых компаний России.
И подписывайтесь на нас, чтобы не пропускать новые публикации – обещаем, будет интересно! И, конечно, ставьте лайки, оставляйте комментарии и вопросы.