Найти тему
MAD TOSBY

«Она видела небо»: музыка бы их связала

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Он­лайн уже мож­но пос­мотреть ани­ме-фильм, в ко­тором точ­но и тон­ко сли­лись веч­ные проб­ле­мы че­лове­чес­тва, вос­точное ми­ро­ощу­щение и нем­но­го рок-н-рол­ла. Ка­ким же об­ра­зом — в ре­цен­зии рас­ска­зыва­ет Ки­рилл Влас­кин

Фильм «Она ви­дела не­бо» (2019) — это не­замыс­ло­ватая ис­то­рия од­ной япон­ской семьи и её ок­ру­жения в раз­ных вре­мен­ных плос­костях. Сёстры Айои, Аканэ и Аой, уже дав­но жи­вут вмес­те од­ни пос­ле то­го, как их ро­дите­ли по­гиб­ли. Стар­шая сес­тра Ака­нэ воз­ло­жила на се­бя от­ветс­твен­ность за за­боту о млад­шей сес­тре А­ой, поч­ти что пол­ностью от­дав се­бя ей. Ака­нэ и А­ой рос­ли в ок­ру­жении сво­их дру­зей, од­ноклас­сни­ков Ака­нэ. Не­кото­рые из них соз­да­ли рок-груп­пу и пе­ри­оди­чес­ки за­хажи­вали ре­пети­ровать к сёс­трам Ай­ои в са­рае. Ве­дущий ги­тарист груп­пы, пан­ко­ватый Син­но, встре­чав­ший­ся с Ака­нэ, пред­ла­гал ей у­ехать вмес­те с ним в То­кио, по­корять сто­лицу му­зыкой, на что по­лучил ре­шитель­ный от­каз. Од­на­ко он у­ехал один.

Че­рез нес­коль­ко лет пос­ле этой пре­дыс­то­рии глав­ных со­бытий всем ге­ро­ям сно­ва при­дёт­ся встре­тить­ся, хоть и в дру­гих об­сто­ятель­ствах. Сёс­тры по-преж­не­му жи­вут вмес­те, толь­ко А­ой, та­лан­тли­вая бас-ги­тарис­тка, всё боль­ше ста­ла тя­готить­ся от мыс­ли, что она яв­ля­ет­ся обу­зой для стар­шей сес­тры, и ду­ма­ет ос­та­вить её, у­ехав в То­кио. Груп­па ро­керов дав­но рас­па­лась, каж­дый стал сам по се­бе. Бо­лее-ме­нее близ­ко к сёс­трам ос­тался толь­ко Ма­сами­ти, раз­ве­дён­ный офис­ный клерк и кол­ле­га Ака­нэ. Как-то фир­ма, где ра­бота­ют Ака­нэ с Ма­сами­ти, по­ручи­ла ор­га­низо­вать кон­цер­тное выс­тупле­ние по­пуляр­но­го пев­ца из То­кио Дан­ки­ти Ни­тобэ. Кое-как уда­лось встре­тить с по­чес­тя­ми Дан­ки­ти и его груп­пу, вот толь­ко та­кая ря­довая встре­ча да­ла на­чало встре­че ро­ковой. В по­дыг­ры­ва­ющем ги­тарис­те груп­пы сёс­тры сра­зу уз­на­ли Син­но, силь­но из­ме­нив­ше­гося внеш­не и но­сяще­го те­перь пол­ное имя Син­но­сукэ. Те­перь всем ге­ро­ям в те­чение нес­коль­ких дней при­дёт­ся раз­би­рать­ся в от­но­шени­ях.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Япон­ское ис­кусс­тво не мог­ло бы обой­тись без мис­ти­ки, по­это­му один та­инс­твен­ный ход здесь есть. Пов­зрос­левшая А­ой во вре­мя слу­чай­ной ре­пети­ции на бас-ги­таре в са­рае встре­тила чу­дес­но не­из­ме­нив­ше­гося Син­но, буд­то за­кон­серви­рован­но­го в тот са­мый день, ког­да Ака­нэ от­ка­залась ехать с ним в То­кио. По его сло­вам, он спо­кой­но жил всё это вре­мя здесь, ни в чём не нуж­да­ясь, при этом он ма­тери­ален, всем ви­ден, спо­собен пи­тать­ся без пот­ребнос­ти в пи­ще, вот толь­ко по­кинуть этот са­рай он не в сос­то­янии. Эту стран­ную ко­пию Син­но мож­но счи­тать воп­ло­щени­ем все­го то­го, что со вре­менем уш­ло из жиз­ни пы­ла­юще­го жиз­ненной энер­ги­ей ги­тарис­та, прев­ра­тив то­го из Син­но в Син­но­сукэ, от­ча­яв­ше­гося ак­компа­ни­ато­ра на зад­нем пла­не от по­пуляр­ной звез­ды. Один раз Син­но ска­жет А­ой, что зас­трял здесь, ско­рее все­го, из-за чувс­тва стра­ха пе­ред от­бы­ти­ем в боль­шой го­род. Его пред­чувс­твия дей­стви­тель­но оп­равда­лись, ведь те­перь от рас­ска­зов А­ой о стар­шей вер­сии се­бя он воз­не­нави­дел своё нас­то­ящее. А бли­же к фи­налу им обо­им (или ему од­но­му) при­дёт­ся встре­тить­ся и вы­яс­нить от­но­шения.

Му­зыкаль­ные ас­со­ци­ации очень точ­но ра­бота­ют при опи­сании ха­рак­те­ров ге­ро­ев. А­ой, бас-ги­тарис­тка, по­доб­но нас­тро­ению сво­его инс­тру­мен­та пос­то­ян­но хо­дит с груз­но по­вис­шей го­ловой, осо­бо не вы­ражая эмо­ций до са­мого фи­нала. Быв­ший ба­рабан­щик Ма­сами­ти пе­ри­оди­чес­ки взры­ва­ет­ся от чувств в са­мых нер­возных си­ту­аци­ях, при этом же ска­чет и раз­ма­хива­ет ру­ками. Но са­мая точ­ная ас­со­ци­ация — это ги­тара Gibson, сох­ра­нив­ша­яся от Син­но в са­рае. Она буд­то удер­жи­ва­ет его в этом са­рае, но в мо­мент вы­рыва­ния Син­но из са­рая стру­ны ги­тары раз­ле­тят­ся вдре­без­ги. Гар­мо­ния ми­ра на не­кото­рое вре­мя на­руши­лась как гар­мо­ния му­зыкаль­но­го инс­тру­мен­та.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Кро­ме это­го кон­флик­та прош­ло­го и нас­то­яще­го здесь бу­дет ещё уй­ма дру­гих. И лю­бов­ных, и твор­ческих, и се­мей­ных. Са­мый ин­те­рес­ный как раз се­мей­ный кон­фликт, стро­ящий­ся не по схе­ме «от­цы и де­ти», а по схе­ме «сес­тра и сес­тра», на­ходит в се­бе ин­те­рес­ную глу­бину не­допо­нима­ния этих двух бро­шен­ных в мир де­тей. Расс­трой­ство А­ой за нес­ло­жив­шу­юся из неё судь­бу сес­тры до­ходит до ба­наль­ной не­навис­ти к ней же, выз­ванной не­жела­ни­ем быть по­хожей на сес­тру. Спо­кой­ная улыб­ка Ака­нэ в от­вет на дол­гий мо­нолог сес­тро­нена­вис­тни­чес­тва даст ис­тинное по­нима­ние её от­но­шения к сес­трён­ке. Для неё эта жизнь с раз­ны­ми труд­ностя­ми не ста­ла обу­зой, а ста­ла тем на­бором мо­мен­тов, за ко­торые жизнь и нуж­но це­нить. Зна­комс­тво А­ой с днев­ни­ком сес­тры при­ведёт и её к этой мыс­ли.

Фор­маль­но глав­ным ге­ро­ем филь­ма яв­ля­ет­ся А­ой, с неё кар­ти­на на­чина­ет­ся, ей же и за­кан­чи­ва­ет­ся. Но в раз­ви­тии дей­ствия об­на­ружи­ва­ет­ся, что ей от­да­на да­леко не цен­траль­ная роль. Цен­тра тут во­об­ще как та­ково­го нет, а что есть, так это мо­ре из проб­лем и кон­флик­тов, ко­торые в на­личии у каж­до­го ге­роя. Кро­ме од­но­го — Ака­нэ, стар­шей сес­тры А­ой. Ака­нэ, на­ходя­ща­яся на про­тяже­нии все­го филь­ма прак­ти­чес­ки в те­ни, «вы­пира­ет» сре­ди всех этой же сво­ей не­замет­ностью. И тут-то мы сно­ва вспо­мина­ем ве­ликую япон­скую сущ­ность. Единс­твен­ным, кто нес­мотря ни на что шёл по сво­ему пу­ти, при­нимал свою судь­бу, не всту­пал ни с кем жёс­ткие кон­флик­ты и ра­довал­ся тя­жёлой, но жиз­ни, ока­залась Ака­нэ. Как сти­лис­ти­ка филь­ма вы­дер­жа­на в ста­тич­ных кад­рах с ми­нималь­ны­ми дви­жени­ями пред­ме­тов, так и жизнь лю­дей пос­тро­ена в этом го­роде. Кто-то, ко­неч­но, мо­жет на­рушать плав­ное раз­ви­тие это­го ми­ра сво­ими не­доволь­ства­ми и вспыль­чи­востью, вот толь­ко ми­ру от это­го ни хо­лод­но, ни жар­ко, и он спо­кой­но про­дол­жа­ет прог­рамми­ровать ле­то, осень, сол­нце, дождь. И пра­вым здесь ос­та­ёт­ся толь­ко тот, кто во­шёл в этот мир, точ­но в не­го впи­сав­шись.

«Она ви­дела не­бо» (2019): в он­лайн-ки­ноте­ат­рах с 10 сен­тября.