Это вторая часть рассказа об историческом маршруте Транссибирской магистрали. Начало можно найти здесь.
Мы продолжаем двигаться с запада на восток. Сегодня отправляемся от станции Камарчага и следуем до станции Филимоново — это будет отрезок, где старый и новый путь оказались на самом большом удалении друг от друга. Расскажем вам о населенных пунктах одни из которых исчезли, а другие, возможно, навсегда потеряли железную дорогу.
Первой точкой на данном участке, в которой современный и исторический путь Транссиба расходятся, является станция Балай. Со времен паровозов в Балае осталась водонапорная башня и сохранилось дореволюционное деревянное здание старого вокзала.
За станцией современный маршрут Транссиба уходит южнее— на Уяр, а исторический севернее — на Марьевку и Ольгино.
К сожалению, на сегодняшний день в Марьевке, кроме самой насыпи бывшей железной дороги, не осталось никаких свидетельств пролегания через эту деревню Великого сибирского пути. Селу Ольгино в этом плане повезло больше – до наших дней сохранилась церковь, построенная в 1899 году.
Церковь построена по одному из типовых проектов, которые реализовывались в переселенческих поселках и на станциях Средне-Сибирской железной дороги в конце 19 – начале 20 века, однако впоследствии утратила колокольню.
Тем не менее, облик церкви явно перекликается с архитектурой сохранившихся до наших дней сибирских вокзалов времен прокладки Транссиба.
За селом Ольгино старая и новая насыпи вновь сходятся близ станции Громадская, а затем вновь расходятся идут параллельно на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга до станции Заозерная (город Заозерный, Красноярский край).
После Заозерного также есть примечательное для любителей краеведения и железнодорожной истории место, впрочем, относящееся уже к периоду индустриализации, где к современному пути Транссиба примыкала разобранная сейчас ветка, шедшая от угольных шахт поселка Ирша. Исторический дореволюционный путь магистрали в этом месте пролегал чуть выше — севернее.
Постепенно мы приближаемся к самой интересной части нашего повествования. После проезда по мосту через реку Камала близ деревни Михалевка старая насыпь с каменной трубой под ней резко уходит влево. Начиная отсюда и далее вплоть до Канска, исторический маршрут Транссиба уже невозможно увидеть из окна поезда — он пролегает на значительном расстоянии, до 12 км от места, где сейчас лежат рельсы!
Раньше от Михалевки железная дорога шла к станции Тырбыл (деревня Амосовка) и далее на Ивановку, Спасовку, Орешники, Петрушки и Филимоново.
Теперь на месте станции Тырбыл не осталось ничего — лишь покос, где летом жители окрестных деревень заготавливают сено. Запечатленный на фото вокзал в 1923 году перевезли расположенную в находящуюся в 7 км от Амосовки Воскресенку, чтобы обустроить в этом здании школу. Со временем бесследно исчезла и сама Амосовка.
На участке от Амосовки до Филимоново до наших дней сохранилось очень мало артефактов, говорящих о прохождении когда-то по этим местам Великого Сибирского пути: несколько каменных труб под насыпью у ручьев и небольших речушек — негусто. Но все же есть пара объектов, связанных с историей железной дороги, которые стали местными достопримечательностями. Главная достопримечательность этого отрезка бывшего пути — крупная каменная труба, а фактически, — мост через реку Тырбыл между Ивановкой и Спасовкой. Инженерное сооружение до сих пор используется по назначению, правда теперь уже автомобилистами.
Второй интересный объект — родник у деревни Спасовка, который местные жители чтут как целебный. Интересен он своей историей.
По изначальному проекту источник должен был быть наглухо запломбирован под насыпью, но местные поселенцы этому воспротивились и попросили железнодорожников сделать отвод воды через трубу. И вот уже больше ста лет по насыпи не ходят поезда, а из чугунной трубы источника до сих пор струится вода!
Осталась железная дорога и в топонимике: "котлован", "закругление", "разъезд", "линия".
Так местные жители до сих называют сохранившиеся со времен, когда Транссиб проходил в этих местах, объекты ландшафта и инженерии.
Поддержите канал лайком и подпиской, чтобы не пропустить последние новости и интересные факты о нашей прекрасной Сибири!