Найти в Дзене
ВОЛЬНЫЙ СИБИРЯК

По старому пути Транссиба. Изучаем карты и ищем свидетельства. (Часть 2)

Это вторая часть рассказа об историческом маршруте Транссибирской магистрали. Начало можно найти здесь.

Мы продолжаем двигаться с запада на восток. Сегодня отправляемся от станции Камарчага и следуем до станции Филимоново — это будет отрезок, где старый и новый путь оказались на самом большом удалении друг от друга. Расскажем вам о населенных пунктах одни из которых исчезли, а другие, возможно, навсегда потеряли железную дорогу.

Первой точкой на данном участке, в которой современный и исторический путь Транссиба расходятся, является станция Балай. Со времен паровозов в Балае осталась водонапорная башня и сохранилось дореволюционное деревянное здание старого вокзала.

Водонапорная башня и старое здание вокзала на ст. Балай
Водонапорная башня и старое здание вокзала на ст. Балай

За станцией современный маршрут Транссиба уходит южнее— на Уяр, а исторический севернее — на Марьевку и Ольгино.

К сожалению, на сегодняшний день в Марьевке, кроме самой насыпи бывшей железной дороги, не осталось никаких свидетельств пролегания через эту деревню Великого сибирского пути. Селу Ольгино в этом плане повезло больше – до наших дней сохранилась церковь, построенная в 1899 году.

Церковь построена по одному из типовых проектов, которые реализовывались в переселенческих поселках и на станциях Средне-Сибирской железной дороги в конце 19 – начале 20 века, однако впоследствии утратила колокольню.

Типовой проект станционной церкви архитектора Н.М. Соловьёва из "Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге"
Типовой проект станционной церкви архитектора Н.М. Соловьёва из "Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге"

Тем не менее, облик церкви явно перекликается с архитектурой сохранившихся до наших дней сибирских вокзалов времен прокладки Транссиба.

За селом Ольгино старая и новая насыпи вновь сходятся близ станции Громадская, а затем вновь расходятся идут параллельно на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга до станции Заозерная (город Заозерный, Красноярский край).

После Заозерного также есть примечательное для любителей краеведения и железнодорожной истории место, впрочем, относящееся уже к периоду индустриализации, где к современному пути Транссиба примыкала разобранная сейчас ветка, шедшая от угольных шахт поселка Ирша. Исторический дореволюционный путь магистрали в этом месте пролегал чуть выше — севернее.

Оранжевый пунктир - исторический ход транссиба. Красный пунктир - бывшая ветка в Иршу
Оранжевый пунктир - исторический ход транссиба. Красный пунктир - бывшая ветка в Иршу

Постепенно мы приближаемся к самой интересной части нашего повествования. После проезда по мосту через реку Камала близ деревни Михалевка старая насыпь с каменной трубой под ней резко уходит влево. Начиная отсюда и далее вплоть до Канска, исторический маршрут Транссиба уже невозможно увидеть из окна поезда — он пролегает на значительном расстоянии, до 12 км от места, где сейчас лежат рельсы!

В районе Михалевки пути прошлого и настоящего вновь расходятся
В районе Михалевки пути прошлого и настоящего вновь расходятся

Раньше от Михалевки железная дорога шла к станции Тырбыл (деревня Амосовка) и далее на Ивановку, Спасовку, Орешники, Петрушки и Филимоново.

Фото с сайта: http://nsshn1.ucoz.com
Фото с сайта: http://nsshn1.ucoz.com

Теперь на месте станции Тырбыл не осталось ничего — лишь покос, где летом жители окрестных деревень заготавливают сено. Запечатленный на фото вокзал в 1923 году перевезли расположенную в находящуюся в 7 км от Амосовки Воскресенку, чтобы обустроить в этом здании школу. Со временем бесследно исчезла и сама Амосовка.

На месте Амосовки и ст. Тырбыл теперь чистое поле
На месте Амосовки и ст. Тырбыл теперь чистое поле

На участке от Амосовки до Филимоново до наших дней сохранилось очень мало артефактов, говорящих о прохождении когда-то по этим местам Великого Сибирского пути: несколько каменных труб под насыпью у ручьев и небольших речушек — негусто. Но все же есть пара объектов, связанных с историей железной дороги, которые стали местными достопримечательностями. Главная достопримечательность этого отрезка бывшего пути — крупная каменная труба, а фактически, — мост через реку Тырбыл между Ивановкой и Спасовкой. Инженерное сооружение до сих пор используется по назначению, правда теперь уже автомобилистами.

Труба на р. Тырбыл в районе д. Спасовка. Фото: Gudron1973 / wikimapia.org
Труба на р. Тырбыл в районе д. Спасовка. Фото: Gudron1973 / wikimapia.org

Второй интересный объект — родник у деревни Спасовка, который местные жители чтут как целебный. Интересен он своей историей.

Родник в д. Спасовка. Слева видна насыпь бывшей железной дороги. Фото: OTSHELNIK30 / wikimapia.org
Родник в д. Спасовка. Слева видна насыпь бывшей железной дороги. Фото: OTSHELNIK30 / wikimapia.org

По изначальному проекту источник должен был быть наглухо запломбирован под насыпью, но местные поселенцы этому воспротивились и попросили железнодорожников сделать отвод воды через трубу. И вот уже больше ста лет по насыпи не ходят поезда, а из чугунной трубы источника до сих пор струится вода!

Осталась железная дорога и в топонимике: "котлован", "закругление", "разъезд", "линия".

Так местные жители до сих называют сохранившиеся со времен, когда Транссиб проходил в этих местах, объекты ландшафта и инженерии.

Поддержите канал лайком и подпиской, чтобы не пропустить последние новости и интересные факты о нашей прекрасной Сибири!