Найти тему
SAMSONOWA & Partners

Учиться никому не рано и никогда не поздно

Оглавление

Подход “сначала учиться, потом работать” давно остался в прошлом. Сейчас компании понимают, что в долгосрочной перспективе вложения в обучение сотрудников окупаются сполна. Почему корпоративное обучение становится приоритетом для бизнеса? Какие современные инструменты и подходы используются на международном рынке? Как создать среду, где обучение и развитие будет основной ценностью?

“Единственный способ выиграть — учиться быстрее остальных.”

— Эрик Рис, автор The Lean Startup

Тренд на корпоративное обучение

За последние несколько лет обучение и развитие персонала стали одним из главных приоритетов компаний по всему миру [1]. Образование становится ценностью не только для топ-менеджеров, но и для рядовых сотрудников. Почему так происходит? Сегодня технологии развиваются все активнее, и благодаря им мир вокруг меняется быстрее. Например, еще совсем недавно появились CD-диски, а спустя несколько лет им на смену уже пришли USD-накопители, которые в свою очередь быстро сменились облачными хранилищами данных. Даже для работы с этими простыми инструментами нужны разные навыки, а значит нужно постоянное обучение. Так же и в корпоративном мире, чтобы успеть за изменениями и новыми тенденциями, необходимо учиться.

Развитие становится не просто приятным бонусом для сотрудников или дополнительной возможностью, а необходимостью.

Корпоративное обучение несет пользу как для компании в целом, так и для отдельных ее сотрудников. Возможность развития внутри компании является важным фактором при выборе работодателя, особенно среди молодых специалистов. Это говорит не только о желании компании развиваться, но и о возможности реализации как карьерных, так и личных целей для ее сотрудников. Такая возможность является важной составляющей опыта, получаемого на рабочем месте [2]. Таким образом, если компания уделяет внимание обучению и развитию своих сотрудников, это положительно сказывается на ее бренде и ее имидже на рынке. Более того, это обеспечивает компании конкурентное преимущество [3].

Обучение и инновации

Говоря про корпоративное обучение сегодня, мы говорим не об определенной узкой функции или специальном департаменте, а скорее о системе обучения внутри компании в целом. Лучше всего эта система работает, если есть движение одновременно с двух сторон: сотрудники готовы и хотят развиваться, а руководство хочет и может им в этом помогать.

Причем, развитие может быть не только в рамках определенной должности для углубления экспертизы, но и в более широком смысле, чтобы сотрудники могли попробовать себя в новых ролях. Может показаться странным, если сотрудник раз в несколько лет меняет свои интересы и направление деятельности, будто ему может не хватать времени, чтобы стать настоящим экспертом в одной области. Но, с другой стороны, это позволяет сохранять гибкость мышления, а также дает возможность использовать свой прошлый опыт в новой функции, адаптировать его в новой сфере. А сегодня такой навык адаптации и гибкости, возможно, даже важнее одной глубокой экспертизы.

Инициативность и инновационность компании также связаны с тем, насколько развита в ней система и культура обучения. Об этом пишет Роланд Дайзер в книге “Самообучающаяся компания” [4]. Различные обучающие программы и культура обучения в компании вообще развивают мышление сотрудников, дают возможность делиться мыслями, способствуют появлению новых идей и дают возможность обсуждать их с единомышленниками.

-2

Мы уже имеем опыт претворения этой идеи в жизнь. В 2017 году совместно с Высшей школой менеджмента СПбГУ мы создали проект  “Converge: ТЕХНОЛОГИЯ-ДИЗАЙН-БИЗНЕС” для формирования у слушателей понимания, что образование не заканчивается там, где начинается бизнес, а наоборот продолжается и открывает новые возможности для его развития. В нашем мире все меняется так быстро, что умение подстраиваться под среду и учиться с ней справляться — ключевой навык, позволяющий преуспеть и обратить эти изменения себе на пользу.

Как организовать обучение эффективно

Если все и смирились с фактом важности корпоративного обучения, то как его проводить — гораздо более интересный вопрос. Многие компании в стремлении систематизировать свое обучение предлагают тренинги на каждую модную тему: дизайн-мышление, лидерство, работа с возражениями, машинное обучение, гибкая разработка.

Однако все мы не понаслышке знаем, какая может быть польза от таких тренингов, когда в очередной раз вас пытаются научить основам деловой переписки и созданию презентаций. Сотрудникам скучно, мотивации слушать про очередной модный инструмент, а тем более применять его на практике, нет. К тому же, еще в 19 веке немецкий психолог Герман Эббингауз вывел “кривую забывания”, согласно которой человек забывает 75% информации всего через 6 дней, если не имеет возможности применить ее на практике. Отсюда и довольно неутешительная статистика — только 12% сотрудников применяют в работе знания, полученные на тренингах [5], и лишь 25% считают, что тренинги повышают их производительность [6].

Источник: externat.foxford.ru
Источник: externat.foxford.ru

В идеале, каждого человека стоит обучать индивидуально, в зависимости от его возможностей, должностных обязанностей и личных целей. И сегодня есть способы настроить процесс обучения достаточно эффективно как для каждого сотрудника, так и для компании в целом, чтобы достичь описанных преимуществ.

Как и сами продукты компании, обучение должно быть гибким для его потребителей — сотрудников. Содержание и цель этого обучения должны соответствовать проблемам, с которыми сотрудник сталкивается в своей работе, его должности, опыту, знаниям и вопросам, которые ему предстоит решать. Также разные люди по-разному воспринимают информацию — и комбинировать способы подачи будет оптимальным решением, чтобы уделить внимание всем и проработать материал с разных углов. Это сделает программу обучения разнообразной, интересной и приближенной к реальности. Главная задача — дать возможность сотрудникам активно применять новые знания, понять, зачем и как это может помочь им в работе. Даже в условиях ограниченного бюджета есть множество вариантов — онлайн курсы, тематические проекты внутри команд, приглашенные эксперты, рассказывающие о своем опыте. Главное здесь — динамичность и отслеживание реакции сотрудников и эффективности выбранных подходов. Далее в зависимости от целей и возможности компании стоит выбирать конкретные варианты решения — воркшопы, вебинары, бизнес игры, консультации, индивидуальный формат.

-4

Образование — ценность

Обучение в компании — это не только и не столько курсы для наработки определенных навыков. Это часть создания внутренней корпоративной среды и атмосферы для развития. Согласно исследованиям, сотрудникам важно осознание их значимости для компании (94% готовы остаться в компании на более продолжительный срок, при условии что компания будет вкладываться в их развитие) [7]. Также людям важно налаживать связи внутри компании — находить друзей со схожими интересами и коллег, готовых помочь с проектами. Как в школе или институте, обучение может помочь сформировать сеть контактов, которые будут полезны в рамках одной организации. Это помогает и вдохновляет на продуктивное развитие новых идей, которые могут принести пользу компании.

Мы в SAMSONOWA & Partners помогаем другим компаниям сделать шаг в направлении корпоративного развития, организовывая бизнес-туры в Германию. Вместе с нашими партнерами мы открываем для российских предпринимателей инновационные и производственные возможности, технологии и лучшие практики самых передовых компаний Берлина. Это помогло уже многим зарядиться новыми идеями и почерпнуть вдохновения для развития своего бизнеса.

Оригинальная статья на SAMSONOWA & Partners

Источники: