Найти тему

Итальянские корни корпоративной системы.

«Вне истории человек – ничто…» Бенито Муссолини «Доктрина…»

Сегодня со всех сторон от разных гуру маркетинга мы слышим о «корпоративном мире», «корпоративной культуре», а иной раз и о «корпоративной религии». Этим «просветителям» и невдомек, что корни всего этого уходят глубоко в прошлое и связаны непосредственно с Бенито Муссолини, крестным отцом итальянского фашизма, каковой был сначала движением, потом партией, и уж потом идеологией. И многое из того, что сейчас подается как открытие американских маркетологов описано в трудах Дуче «Моя биография» и «Доктрина фашизма».

И как все, что так или иначе остается в веках, рождалась эта концепция «корпоративной системы» не из пальца высосанная, а как ответ на сложившиеся обстоятельства, в которых прибывало все итальянское население начала прошлого века. Итальянцы очень неудачно выступили в первой мировой войне. Будучи фактическими победителями, они не получили при тех преимуществ, на которые могли рассчитывать триумфаторы. В основном это касалось спорных территорий.

Кроме того, экономически страна оказалась в еще более худших условиях. Меняющиеся правительства никак не могли исправить ситуации, потому что в основном занимались косметическими реформами или вовсе обходились без них. Ко всему этому надо вспомнить, что Италия не была богата природными ископаемыми и другими ресурсами. На это все накладывались противоречия между крестьянством, рабочими и так называемым средним классом. Общее недовольство росло.

Именно в этих исторических обстоятельствах на политической сцене Италии появляется бывший учитель, бывший солдат, ветеран войны, редактор газеты Бенито Муссолини, который стал одним из родоначальников этого нового, по началу общественного, но сразу боевого, движения «фашизм». От итальянского «пучок, союз». Движение это сразу стало претендовать на то, чтобы стать у руля разваливающейся Италии. Не сразу, но им это удалось в 1922 году, после знаменитого «Марша на Рим», после которого Король Италии предложил Муссолини стать Премьер-министром и сформировать новое правительство.

Надо сказать, что «партия нового типа» уже имела четкую программу, затрагивающую основные социальные сферы: Финансы, силовые структуры, пропаганду. В ней немаловажное место занимала концепция «корпоративной системы». «Среди инноваций и экспериментов новой фашистской цивилизации существует один аспект, вызывающий интерес всего мира; речь идет о корпоративной организации государства…» В чем она заключалась?

В отличии от марксистской теории где во главу угла общественного развития ставилась непримиримая борьба между различными классами, «корпоративная система» наоборот предполагала поиски точек соприкосновения в интересах общественных классов. Кроме того, в отличие от либералов, индивид рассматривался не как нечто самоценное, но он приобретал свою ценность и уникальность только в контексте своей связи с другими представителями своего класса, больше того, связи со всем обществом. «Правительство не печется об интересах только того или этого человека; оно заботится обо всех, поскольку становится не только правовой совестью нации в настоящем, но так же всем тем, что данная нация будет представлять собой в будущем. Правительство превыше всего ценитпроизводительную силу нации…» и еще… «Гражданин больше не является эгоистичным индивидом, обладающим правом бунтовать против любых законов коллективизма. Государство внедряет людей со всеми их возможностями в продуктивную работу и разъясняет те обязанности, которые им следует исполнять…»

И, наверное, самое главное, что зачастую упускают различные «гуру маркетинга», обучающие сегодня корпоративной культуре: «Для нас человек – это индивид, единый с нацией, Отечеством, подчиняющийся моральному закону, связующему индивидов через традицию, историческую миссию и парализующему жизненный инстинкт, ограниченный кругом мимолетного наслаждения, чтобы в сознании долга создать высшую жизнь, свободную от границ времени и пространства. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность…»

Так что, господа маркетологи, изучайте первоисточники…

-2